Уральская кадриль как явление инноваций горнозаводской культуры
Полякова Анна СергеевнаГод: 2015
УДК: 793:008(470.55)
Страницы: 110-116
Язык: русский
Раздел: Мир культуры: субъекты, институты, практики
Ключевые слова: горнозаводская культура, локальная культура, уральская идентичность, народное хореографическое искусство, уральская кадриль.
Аннотация
Процесс интенсивного промышленного развития Среднего Урала в XVIII – начале XX в. естественным образом повлиял и на развитие социокультурной жизни общества. Сформировалась так называемая горнозаводская культура – адаптированная к условиям промышленности традиционная русская культура. Специфической чертой этого типа культуры является ее переходный характер: от традиционной народной культуры к культуре
индустриального общества. В предлагаемой статье горнозаводская культура рассматривается как культура локальная, сформировавшаяся «в результате переплетения устоявшихся традиций и новаций в ходе процесса европеизации и модернизации России» [1] и явившаяся результатом формирования «локального мира», условно укладывающегося в схему «завод – заводчик – мастеровые» [Там же]. Условия закрытости, погружения в особую «культурную преемственность» способствовали созданию определенной атмосферы, где человек приравнивал себя к существующей культурной традиции (в данном случае, к горнозаводской культуре), что способствовало формированию его «уральской идентичности» [6]. В хореографическом искусстве простых людей, являющихся носителями этой горнозаводской культуры, возникают новые, инновационные виды танца, к которым можно отнести уральскую кадриль.