Сталинская модернизация в контексте постимперской культурной ситуации

Круглова Татьяна Анатольевна
Год: 2017
DOI:
УДК: 304.42(47)"1920/1930"
Страницы: 90-98
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: сталинская модернизация, теория имперской модернизации Й. Арнасона, неотрадиционализм в искусстве, теория множественной модерности, постимперская ситуация, консервативная революция.
Аннотация
Специфика советской модернизации анализируется в рамках теорий множественной модерности, учитывающих роль традиций как факторов модернизации. Разбирается теория имперской модернизации социолога Й. Арнасона, доказывается переформатирование имперского комплекса в связи с задачами сталинской модернизации и в ситуации распада Российской империи. Экспансия советского проекта в глобальное пространство обосновывается миссией новой социалистической культуры и риторикой соревнования с западным миром. Имперские структуры выступают способом осуществления доминирования советской культурной модели в мире. Глобальная миссия сталинской модернизации породила претенциозную установку на синтез изначально расходившихся тенденций модернизационного процесса, поэтому парадигма модерна на рубеже 1920–1930-х годов была переопределена в сторону неотрадиционализма. Выявляется различие между официальным традиционалистским дискурсом и объективными процессами в культуре и художественной сфере (музыка, кинематограф, изобразительное искусство) сталинского периода.
Лицензия: