Советская действительность в художественных фильмах 1930–1940-х гг.: идеология быта и повседневность идеологии
Соловьева Вера ВалерьевнаГод: 2017
УДК: 316.75(47)"1930/1940":791.43
Страницы: 99-109
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: советская повседневность, идеология, быт, советский кинематограф 1930–1940-х гг.
Аннотация
Советская повседневность давно является объектом исследования в философии, культурологии, истории. В фильмах о советской действительности 1930–1940-х гг. наглядно проявилось одно из основных противоречий эпохи – противоречие между идеологическим образом «нового советского человека» и идеологическим же клише «заботы о бытовых нуждах трудящихся», в котором мы можем усмотреть продолжение известного в российской традиции противопоставления быта и бытия. В этой же плоскости рассматривается противоречие между идеалом и реальностью, так явно проявившееся в кинематографе сталинской эпохи. В статье рассматривается не только отражение советской действительности в советских художественных фильмах 1930–1940-х гг., но и влияние фильмов на формирование повседневности. Являясь документами своего времени, кинофильмы, с одной стороны, транслируют идеологические установки, с другой – содержат информацию о вкусах и предпочтениях зрителей. Художественные фильмы можно считать убедительным способом создания представлений о нормах и идеалах, воплощенных в кинообразах. Существовало несколько способов показа бытовых условий в художественных фильмах – от редуцированного до стилизованного. Несмотря на преобладание условности и функциональности в репрезентации быта на экране, в некоторых случаях реальная повседневность все же «прорывается» через киноповествование.