Массовая культура: трансформации социального феномена и содержание понятия

Смолкина Дарья Владимировна, Галина А. Брандт
Год: 2017
DOI:
УДК: 130.2+008
Страницы: 122-126
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: массовая культура, кризис массовой культуры, трансформации медиасферы, популярная культура, функции массовой культуры, массовая коммуникация, культура медиа, культур-индустрия.
Аннотация
В статье высказывается утверждение, что понятие «массовая культура», широко используемое в гуманитарных исследованиях, существенно отстает от развития самого феномена. Массовая культура – прямое следствие развития средств массовой информации, транcформаций в медиасфере. Изменения способов функционирования массовой культуры в современном обществе затронули те ее свойства и проявления – стандартизацию, кич, формирование «массового человека», потакание низменным вкусам, непременную оппозиционность высокой культуре, – которые считались ее базовыми характеристиками. Не случайно в российской культурологии последнего времени складывается тенденция избегания термина «массовая культура». Логика становления этого понятия вскрывает необходимость пересмотра самих функций массовой культуры. Без этого, на взгляд авторов, невозможен поиск эффективного теоретического инструментария, способного схватывать существенные изменения социокультурной реальности. Сегодня очевидно, что массовая культура являет собой скорее социальный коммуникационный механизм и не сводится собственно к содержанию.
Лицензия: