Развитие принципа предосторожности во французском административном праве

Дегерг Мариз
Год: 2018
DOI:
УДК: 342.9(44)
Страницы: 110-127
Язык: русский
Раздел: Юриспруденция
Ключевые слова: принцип предосторожности, принцип профилактики, ответственность, администрация, административное право, органы государственного управления, охрана окружающей среды, здравоохранение, риски, меры безопасности.
Аннотация
Анализируется развитие принципа предосторожности во французском административном праве. Указанный принцип вводит в правовое регулирование повышенный уровень заботы органов государственного управления о благополучии населения в сферах охраны окружающей среды и здравоохранения главным образом. Повышенный уровень заботы предполагает и требует от органов государственного управления серьезного усиления мер безопасности в отношении объектов технологического прогресса, воздействие которых на здоровье людей и окружающую природную среду еще недостаточно изучено. Проводится различие между принципом предосторожности и принципом профилактики: первый отличается от последнего тем, что он тяготеет к предупреждению случаев риска, возможность которых просто предполагается, как, например, риски остаточные или отсроченные, или же совершенно неизвестные, как риски развития, тогда как принцип профилактики имеет целью предотвратить вредоносные последствия рисков известных, случаи проявления которых поддаются подсчету вероятности и подпадают по этой причине в поле страховой деятельности. В отсутствие научно обоснованной уверенности в возможности серьезного ущерба и (или) ущерба непоправимого принцип предосторожности должен побуждать не к воздержанности, а к активной деятельности обремененных соответствующими обязанностями субъектов и побудить их принять эффективные и адекватные меры, призванные воспрепятствовать ухудшению окружающей среды и неблагоприятному воздействию на здоровье человека. Подчеркивается, что, несмотря на то обстоятельство, что Основной закон о защите окружающей среды возлагает требование о необходимой и достаточной предосторожности только на «публичные власти», не исключается также распространение судом данного принципа на тех субъектов, которые принимают решение в частном порядке и способны рассчитать риски и принять необходимые меры предосторожности.
Лицензия: