Кризис либеральной правовой культуры России после 1905 года: «педагогика свобод» и юридическое просвещение

Тисье Мишель
Год: 2020
DOI:
УДК: 340.114.5(47)
Страницы: 40-60
Язык: русский
Раздел: Юриспруденция
Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, популярная литература, либерализм, свободы, политическая партия, брошюра, революция
Аннотация
Массовая политическая литература зарождается в России во время революции 1905 года. Личные свободы и их закрепление в законодательстве были одной из важнейших ее тем. Посвященные им брошюры представляли собой своего рода педагогику свобод. Такая педагогика свидетельствует о жизнеспособности либеральной правовой культуры того времени, которая была сосредоточена на вопросах об универсальной ценности личных прав и верховенстве права. В 1917 году она была использована повторно почти без изменений, но уступила место другим дискурсам, имеющим более четкую направленность, утратив свою универсальную позицию. Разрыв между двумя литературами, произошедший в 1917 году, обусловлен проблемой, с которой либеральная правовая культура столкнулась после Революции 1905 года. Так, между педагогикой свобод, с одной стороны, и законодательством, с другой стороны, обнаружилось противоречие. Оно подчеркивается Б. Кистяковским, написавшим статью для сборника «Вехи» 1909 года, хотя он и не был готов признать существование напряжения внутри либерального педагогического проекта. Б. Кистяковский предложил укрепить этот проект за счет усиления влияния в обществе профессиональных юристов. Однако предложенное им решение столкнулось со многими препятствиями, и метод популяризации – на тот момент наиболее типичный способ удовлетворения потребности российской элиты в правовой культуре – был почти полностью отброшен либералами. Тогда становится понятно, почему педагогика свобод в 1917 году стала всего лишь бесплодным повторением устаревшего дискурса.
Лицензия: