У истоков конституции России (субъективные заметки)
Алексеев Сергей СергеевичГод: 2020
УДК: 342.4(470)
Страницы: 56-84
Язык: русский
Раздел: Юриспруденция
Ключевые слова: Конституция, конституционная культура, референдум, государственная власть, достоинство, права человека, гуманистическое право, демократия, авторитарный режим, свобода, справедливость, собственность, правосудие, юридико-конструктивные начала, разделение властей, муниципальное самоуправление, республика, парламентаризм, федерализм, глава государства, президент, правительство, сюжет конституционного документа; гражданское общество
Аннотация
Поставлена цель постичь действительный смысл и содержание Конституции, раскрыть ее
концептуальное понимание как строгого юридического документа высшего ранга, отвечающего своему исконному предназначению – быть силой, способной ограничивать и упорядочивать политическую власть в обществе, обеспечивать права и свободы человека. Показывается, как непримиримые враги самого института конституции могут использовать его в своих целях, принципиально деформируя при этом и самую суть данного неадекватно используемого государственно-правового института. Действующая ныне Конституция создавалась как Конституция Человека – с его высоким достоинством и неотъемлемыми правами, с тем, чтобы он возвысился над властью и стал центром государственно-правовой жизни страны, а государственная власть подверглась бы принципиальному качественному упорядочению, что могло бы положить конец практике и идеологии советского всевластия, так называемой Большой власти, и тем самым резко уменьшить ее объем, для чего вводился строго разрешительный порядок действия органов государства и принцип разделения властей – причем разделения не только по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная власти), но и по вертикали – между «центром» и субъектами Федерации; предусматривалось также отделение от государственной власти муниципального самоуправления, которое по вопросам местной жизни
должно обрести полную автономию, что призвано резко снизить объем государственной
власти в стране в целом. Перед разработчиками проекта стояла цель: положить конец истинному проклятию нашего общества, извечной имперско-державной, царистской традиции, в соответствии с которой «первая персона» (царь, император, Генеральный секретарь партии) является обладателем неограниченной власти, хозяином земли русской, верховным правителем страны. Однако последовавшая затем аппаратная проработка проекта Конституции привела к тому, что наряду с фундаментальными демократическими основами и соответствующими юридико-конструктивными началами (разделением властей, парламентаризмом и др.) в него были «внедрены» фрагменты, отражающие государственно-властные приоритеты. В итоге, в начале нового тысячелетия, в России утвердился режим централизованной власти («мягкой авторитарности», а в чем-то – и не только «мягкой») – режим, при котором господствует некая «суверенная» или «управляемая» демократия, верховенство вертикали власти со строгим порядком подчинения государственных дел одному должностному лицу – Президенту.
И тем не менее действующая Конституция России имеет необходимые основания, чтобы
в непростых российских условиях стать опорой и надеждой демократического развития
общества. Эти основания – положения о правах человека, призванные определять государственно-правовое устройство России. Поэтому необходимость изменения действующей Конституции в нынешнюю пору еще не созрела. Нужно, чтобы в обществе еще на основе действующей Конституции стали реальностью основные демократические преобразования, и прежде всего те из них, которые связаны с утверждением в общественном бытии настроя на приоритет прав человека и уважение достоинства личности. Именно тогда вновь возникнет благоприятная обстановка для проведения других демократических новаций, и тогда с успехом могут быть осуществлены такие преобразования в Конституции, которые по всем характеристикам будут соответствовать ее последовательно демократическим основам, ее качеству Конституции Человека. Отмечается, что на всенародных референдумах оправданны постановка и решение по схеме «да – нет» небольшого числа принципиальных положений – ключевых формул, поправок, суть и значение которых – хотя бы в принципе – ясны любому участнику референдума. И только когда центральное место во всей государственно-правовой жизни займет человек с его высоким достоинством и неотъемлемыми правами, надежно защищенными законом и судом, будут основания утверждать, что своего рода Рубикон перейдён и российское общество из бесконечной полосы славных дел и, одновременно, невзгод, насилия и необузданной власти перешло в современное гражданское общество, в котором господствует Право, чего пока российское общество еще не достигло.