Можно ли жертвовать свободой совести ради безопасности?
Султанов Айдар РустэмовичГод: 2022
УДК: 342.731
Страницы: 57–62
Язык: русский
Раздел: Юриспруденция
Ключевые слова: религия, религиозная свобода, свобода совести и вероисповедания, права человека, демократическое общество, безопасность
Аннотация
В статье рассматривается ситуация, связанная с имеющимися ограничениями свободы совести в России. Одним из факторов такого ограничения является то, что правосознание многих правоприменителей было заложено еще в советское время, когда отношение к религии базировалось на основе фразы «религия – опиум для народа». Однако эта идея была сформулирована и опубликована К. Марксом в 1844 г., когда опиум рассматривался как обезболивающее лекарство, а не наркотик. Это позволяет раскрыть истинный смысл высказывания К. Маркса, которое позже получило совсем иное – крайне искаженное – содержание и формировало крайне отрицательное отношение к религии со ссылкой на величайший авторитет К. Маркса в обществе, где доктрина марксизма-ленинизма была признана официальной и обязательной для всех идеологией. В статье обосновывается, что религия имеет важное значение для духовной жизни общества и отдельного человека, а религиозная свобода была родоначальницей всех «естественных прав». На почве признания полной религиозной свободы, отделения церкви от государства выросли американские «декларации прав» – отдельных штатов и всего союза – декларации, послужившие образцом знаменитому акту французского национального собрания – Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Духовное содержание религиозных свобод составляет непреходящую ценность современного общества. На этом основании в статье делается вывод, что религиозная свобода имеет непреходящую ценность и не может быть принесена в жертву безопасности общества.