Смена моделей описания морально-этического сознания во второй половине ХХ века: от «категорического императива» И. Канта к «эстетике существования» М. Фуко

Брандт Галина Андреевна
Год: 2022
УДК: 130.2:17
Страницы: 115–121
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: cтарая и новая этика, целостность, спонтанность, ситуативность, эмпатийность, энергийность, эстетика существования
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению процесса переопределения моделей описания морально-этического сознания, который происходит в гуманитарном знании второй половины ХХ века. Методологическим основанием является фундаментальная работа психолога Эриха Нойманна середины столетия «Глубинная психология и новая этика», где он убедительно показал, что этика сознательной установки – «старая этика» перестала отвечать требованиям человека ХХ века и что современность требует включения в поле этического бессознательных процессов психики: надо чтобы «каждый из нас сознательно взял на себя руководство своей тенью». Именно встреча сознательного и бессознательного оказывается основой разворота этического сознания человека от объективной императивности и универсальности к субъектной индивидуальной конкретности, к индивидуации. В статье прослеживается, как в последние десятилетия ХХ века в работах теоретиков постмодернизма развивается данный принцип. Как категории, которые всегда были основными в описании этической сферы, такие как «моральная норма», «нравственный закон», «добро/зло» и т. п., сменяются совсем другими понятиями: «спонтанность», «ситуативность», «эмпатийность», «энергийность». Более подробно рассматривается кластер понятий, которыми оперирует при рассмотрении этики Мишель Фуко: «забота о себе», «техники себя», «эстетика существования». Подчеркивается, что «этическое» у Фуко оправдано только как «эстетический феномен», как личное «искусство жить прекрасно». Что, естественно, предполагает предельную форму индивидуации морально-этического сознания.
Лицензия: