Философия музыки как отражение гармонии Вселенной

Тарасова Ольга Валерьевна – Уральский государственный университет путей сообщения (Екатеринбург, Россия).
Год: 2022
УДК: 130.2:78
Страницы: 156-162
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: гармония, теория струн, музыкальный код, хаос, эйдос, анамнезис, консонанс
Аннотация
В статье рассматриваются взгляды и представления относительно природы и сущности музыки, которых придерживался греческий композитор Эвангелос Одиссеас Папатанасиу (1949–2022). Выделяются два аспекта анализа: философский и культурологический. Автор статьи исходит из утверждения, что композитор дает принципиально новое понимание истоков музыкального творчества. Отмечено, что становление Мастера происходит под влиянием древнегреческой философии (Платон, Аристотель, Пифагор) и мифологии, а также современных научных представлений об устройстве мира (квантовая физика). Подчеркивается, что музыкальное творчество греческого композитора базируется на принципах гуманизма и утверждении универсальной взаимосвязи человека и Космоса. Отмечается, что музыкальная деятельность Вангелиса имеет большое значение для современной культуры и является фактором объединения различных народов и цивилизаций.
Cписок литературы:
  • 1. Παπαδόπουλος Π. Βαγγέλης Παπαθανασίου: «Oλοι είμαστε συνάθροιση δισεκατομμυρίων ετών μνήμης» // TO BHMA. – 26.09.2016. – URL: https://www.tovima.gr/2016/09/26/vimagazino/baggelis-papathanasioy-oloi-eimaste-synathroisi-disekatommyriwn-etwn-mnimis/ (дата обращения: 30.06.2022).
  • 2. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М. : Политиздат, 1991. – 412 с.
  • 3. Грин М., Шварц Дж., Виттен Э. Теория суперструн : в 2 т. / пер. с англ. С. И. Азакова, П. Б. Медведева ; под ред. И. Я. Арефьевой. – М. : Мир, 1990.
  • 4. Козловский С., Петров А. Vangelis – легенды о настоящем // Greek.ru : сайт. – 21.07.2003. – URL: https://www.greek.ru/news/culture/940/ (дата обращения: 30.06.2022).
  • 5. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития : в 2 кн. – М. : Искусство, 1994. – Кн. 2. – 832 с.
  • 6. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое ; Книга для свободных умов ; Весе лая наука ; Злая мудрость : (Афоризмы и изречения) : сборник : / пер. с нем. С. Л. Франка, К. А. Свасьяна. – Минск : Попурри, 1997. – 704 с.
  • 7. Туляков Д. С. Соотношение вербального и визуального в теории синтеза искусств В. Кандинского и сценической композиции «Желтый звук» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2012. – № 4 (20). – С. 167–173.
  • 8. Шампольон Ж.-П. О египетских иероглифах (О египетском иероглифическом алфавите) / пер., ред., [ст. «Дешифровка египетских иероглифов Шампольоном», с. 98–241] и коммент. И. Г. Лившица. – М. : Наука, 1950. – 286 с.
  • 9. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. – М. : Музыка, 1975. – 351 с.
  • 10. Ямвлих. О Пифагоровой жизни / пер. с древнегреч. и вступ. ст. И. Ю. Мельниковой. – М. : Алетейа, 2002. – 192 с.
Лицензия: