Развитие финансовой составляющей учреждений высшего образования на современном рынке образовательных услуг
Тарасьев Александр Александрович – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; Институт экономики УрО РАН; Гуманитарный университет (Екатеринбург, Россия), Тарасьева Татьяна Владимировна – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия).Год: 2022
Журнал: Вестник ГУ 2022 № 4
УДК: 331.55:378(470.5)
Страницы: 16-24
Язык: русский
Раздел: Экономика
Ключевые слова: финансирование университетов, управление университетами, высшее образование, системы финансирования, конкурентоспособность
Аннотация
В последние десятилетия сфера высшего образования претерпевала значительные изменения, главным образом из-за тенденций массовизации и цифровизации университетского образования, а также возникновения феномена академической и профессиональной мобильности. В соответствии с меняющимися условиями рынка образовательных услуг возникла и необходимость изменения стратегий развития вузов. Необходимым условием конкурентоспособности вуза стала эффективная система финансирования, включающая кроме финансирования образовательной деятельности также обеспечение функционирования масштабных научных коллективов, собственных научных школ и сферы НИОКР. Целью настоящей статьи является проведение анализа особенностей и тенденций развития современной системы образования российских университетов на примере региональной системы высшего образования УрФО. Для осуществления такого анализа в статье приведены индикаторы конкурентоспособности университетов в рамках изменяющегося рынка образовательных услуг за период, охватывающий 2015–2020 гг.
Источник финансирования: исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Cписок литературы:- 1. Научный потенциал вузов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации – 2020. – СПб. : СПбГЭТУ, 2020. – URL: http://years.rptnid.ru/Years.aspx (дата обращения: 10.09.2022).
- 2. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 06.05.2022).
- 3. Форма № ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования» // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 06.05.2022).
- 4. Carnoy M., Loyalka P. K., Froumin Is., Tilak J. B. G. The Concept of Public Goods, the State, and Higher Education Finance: a View From the BRICs // Higher Education. The International Journal of Higher Education Research. – 2014. – Vol. 68. – P. 359–378. – DOI 10.1007/s10734 014-9717-1.
- 5. Chernova E., Akhobadze T., Malova A., Saltan A. Higher Education Funding Models and Institutional Effectiveness: Empirical Research of European Experience and Russian Trends // Educational Studies Moscow. – 2017. – No. 3. – P. 37–82. – DOI 10.17323/1814-9545-2017-3 37-82.
- 6. Hazelkorn E. The Effect of rankings on Student Choice and Institutional Selection // Access and Expansion Post-Massification: Opportunities and Barriers to Further Growth in Higher Education Participation / ed. by B. Jongbloed, H. Vossensteyn. – London : Routledge, 2014. – URL: https://arrow.tudublin.ie/cgi/viewcontent.cgi?article=1015&context=cserbk (access date: 01.05.2022).
- 7. Horta H., Huisman J., Heitor M. V. Does Competitive Research Funding Encourage Diversity in Higher Education? // Science and Public Policy. – 2008. – Vol. 35, Iss. 3. – P. 146–158. – DOI 10.3152/030234208X299044.
- 8. Keller G. Does Higher Education Research Need Revisions? // Review of Higher Education. – 1998. – Vol. 21, No. 3. – P. 267–278. – DOI 10.1353/rhe.1998.0005.
- 9. Kwiek M. Universities, Regional Development and Economic Competitiveness the Polish Case // Universities and Regional Development: A Critical Assessment of Tensions and Contradictions / ed. by R. Pinheiro, P. Benneworth, G. A. Jones. – New York : Routledge, 2012. – P. 69–85.
- 10. Rossi F. Increased Competition and Diversity in Higher Education: An Empirical Analysis of the Italian University System // Higher Education Policy. – 2009. – Vol. 22, No. 4. – P. 389–413.
