Народно-сценический танец как явление культуры соцреализма
Полякова Анна Сергеевна – АНО ВО «Гуманитарный университет» (Екатеринбург, Россия).Год: 2022
Журнал: Вестник ГУ 2022 № 4
УДК: 130.2:793.31
Страницы: 111-119
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: культура соцреализма, народность, народный танец, народно-сценический танец, И. А. Моисеев
Аннотация
Cписок литературы:В статье рассматривается феномен народно-сценического танца как культурная форма, возникшая в парадигме соцреализма, когда ресурсы народного танца одновременно использовались в качестве инструмента в решении внешнеполитических государственных вопросов, а также как возможность перехода ценностей, декларируемых официальной идеологией коллективизма и самоотверженности, в помощь каждому советскому человеку в выстраивании собственной идентичности в многонациональном государстве.
- 1. Берлин А. Творческое соревнование – в основу подготовки художественной самодеятельности к Первому мая // Клуб. – 1933. – № 4. – С. 46.
- 2. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2001. – 224 с.
- 3. Казьмин П. С. С песней (страницы из дневника). – М. : Советская Россия, 1970. – 286 с.
- 4. Кондратенко Ю. А. Становление и развитие категории «характерное» в теории танца. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – 104 с.
- 5. Коптелова Е. Д. Игорь Моисеев – академик и философ танца. – СПб. : Лань : Планета музыки, 2012. – 413 с.
- 6. Круглова Т. А. Советская художественность, или Нескромное обаяние соцреализма. – Екатеринбург : Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. – 384 с.
- 7. Кургузов В. Л., Цыренов Б. Ц. Методологические проблемы изучения советской культуры как нового типа культуры в истории человечества // Вестник ВСГУТУ. – 2012. – № 3 (38). – С. 174–177.
- 8. Лифшиц М. А. Народность искусства и борьба классов // Лифшиц М. А. Собрание сочинений : в 3 т. – М. : Изобразительное искусство, 1986. – Т. 2. – С. 245–292.
- 9. Мислер Н. Вначале было тело. – М. : Искусство – XXI век, 2011. – 446 с.
- 10. Моисеев И. А. Сокровища неповторимой поэзии // Советская культура. – 1980. – 2 июля.
- 11. Нарский И. В. Как партия народ танцевать учила, как балетмейстеры ей помогали, и что из этого вышло : Культурная история советской танцевальной самодеятельности. – М. : Новое литературное обозрение, 2018. – 752 с.
- 12. О культурно-просветительной работе профессиональных союзов (Постановление ЦК ВКП(б) от 1.04.1929) // Труд. – 1929. – 10 мая. – № 104. – С. 30–33.
- 13. О культурно-просветительной работе профессиональных союзов : Постановления ЦК ВКП(б) / Всесоюзная коммунистическая партия. Центральный комитет. – Баку : РИО АСПС, 1929. – 14 с.
- 14. Положение о народных самодеятельных театрах профсоюзов // Художественная самодеятельность. – 1961. – № 3. – С. 4.
- 15. Румянцев С. Ю., Шульпин А. П. Некоторые теоретические проблемы и художественно-эстетические особенности самодеятельного творчества 1920-х годов // Самодеятельное художественное творчество в СССР : очерки истории, 1917–1932 гг. / редкол. К. Г. Богемская и др. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2000. – С. 24–44.
- 16. Фомкин А. В. Глоссарий по хореографическому образованию // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2008. – № 2(20). – С. 79–83.
- 17. Шереметьевская Н. Е. Танец на эстраде. – М. : Один из лучших, 2006. – 278 с.
- 18. Shay A. Choreographic Politics : State Folk Dance Companies, Representation, and Power. – Middletown : Wesleyan University Press, 2002. – 252 p.
