Под Звездой Одиссея: маньеристические странствия в преддверии стратегий contemporary art

Хачатуров Сергей Валерьевич
Год: 2023
УДК: 7.01
Страницы: 103–115
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: маньеризм, неоплатонизм, эйдосы, Одиссея, руина
Аннотация
Статья посвящена истории превращения темы странствий в эпоху маньеризма из сюжета в метод исследования формальных и смысловых основ творчества. Важно задаться вопросом: почему этот маньеристический путь интересен и востребован сегодня? В центре внимания – взаимодействие эстетических идей эпохи XVI века с новейшими тенденциями мирового художественного процесса. Расколотый, руинированный мир былой ренессансной гармонии принято называть термином «маньеризм». Со второй трети XVI столетия человек впервые почувствовал свое одиночество, богооставленность в рушащемся наивном макете придуманного им земного Эдема. Он обратился к страстным поискам метафизических идей, дающих жизни ценностное наполнение. Эти поиски подобны Одиссее неприкаянных, потерявших свое исключительно хозяйское положение в иерархии космического порядка античных титанов. Не добродетельные герои, а увечный гигант Полифем из «Одиссеи» Гомера, наказанные за свою гордыню гиганты из «Метаморфоз» Овидия стали героями фресок. Вывихи, надлом, корчи атлетических фигур оказались лейтмотивами росписей маньеризма XVI века. В статье этот процесс детально прослеживается. Параллельно ищется обоснование поиска художниками поколения Джулио Романо, Пеллегрино Тибальди, Джорджо Вазари самой манеры высокого искусства, квинтэссенции виртуозного стиля как такового. Странствия в поисках этого стиля мыслятся новой Одиссеей к сущему правды образа. Сегодня эта маньеристическая одиссея интересно проецируется на новейшее искусство. Катастрофическое мирочувствование заставляет расстаться с цинизмом и скепсисом постмодерна, пробиваться к утерянной ценностной, эйдетической основе творчества. Сама техника новейшего формотворчества помогает вспомнить об одиссее маньеристов к перфекционизму универсального стиля, основанного на сложнейшей интерпретации «манеры» старых мастеров. Эти процессы рассмотрены в статье как на примере корифея contemporary art Билла Виолы, так и на примере современных российских художников.
Лицензия: