Под Звездой Одиссея: маньеристические странствия в преддверии стратегий contemporary art
Хачатуров Сергей Валерьевич – Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия).Год: 2023
Журнал: Вестник ГУ 2023 № 2
УДК: 7.01
Страницы: 103–115
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: маньеризм, неоплатонизм, эйдосы, Одиссея, руина
Аннотация
Cписок литературы:Статья посвящена истории превращения темы странствий в эпоху маньеризма из сюжета в метод исследования формальных и смысловых основ творчества. Важно задаться вопросом: почему этот маньеристический путь интересен и востребован сегодня? В центре внимания – взаимодействие эстетических идей эпохи XVI века с новейшими тенденциями мирового художественного процесса. Расколотый, руинированный мир былой ренессансной гармонии принято называть термином «маньеризм». Со второй трети XVI столетия человек впервые почувствовал свое одиночество, богооставленность в рушащемся наивном макете придуманного им земного Эдема. Он обратился к страстным поискам метафизических идей, дающих жизни ценностное наполнение. Эти поиски подобны Одиссее неприкаянных, потерявших свое исключительно хозяйское положение в иерархии космического порядка античных титанов. Не добродетельные герои, а увечный гигант Полифем из «Одиссеи» Гомера, наказанные за свою гордыню гиганты из «Метаморфоз» Овидия стали героями фресок. Вывихи, надлом, корчи атлетических фигур оказались лейтмотивами росписей маньеризма XVI века. В статье этот процесс детально прослеживается. Параллельно ищется обоснование поиска художниками поколения Джулио Романо, Пеллегрино Тибальди, Джорджо Вазари самой манеры высокого искусства, квинтэссенции виртуозного стиля как такового. Странствия в поисках этого стиля мыслятся новой Одиссеей к сущему правды образа. Сегодня эта маньеристическая одиссея интересно проецируется на новейшее искусство. Катастрофическое мирочувствование заставляет расстаться с цинизмом и скепсисом постмодерна, пробиваться к утерянной ценностной, эйдетической основе творчества. Сама техника новейшего формотворчества помогает вспомнить об одиссее маньеристов к перфекционизму универсального стиля, основанного на сложнейшей интерпретации «манеры» старых мастеров. Эти процессы рассмотрены в статье как на примере
корифея contemporary art Билла Виолы, так и на примере современных российских художников.
- 1. Климан Ю., Рольман М. Монументальная живопись эпохи Ренессанса и маньеризма в Италии. 1510–1600 / пер. О. Беляковой, С. Огурцовой, К. Шарр. М. : Белый город, 2004. 496 c.
- 2. Панофски Э. IDEA : К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / пер. Ю. Н. Попова. СПб. : Axioma, 1999. 228 c.
- 3. Соколов Б. Духовный путь героя и автора в романе Франческо Колонны «Любовное борение во сне Полифила» (Венеция, 1499). Ч. 2 // Искусствознание. 2014. № 1-2. C. 151–192. URL: https://artstudies.sias.ru/upload/isk/149-192_Sokolov%20top.pdf (дата обращения: 17.04.2023).
- 4. Blunt A. The Hypnerotomachia Poliphili in 17th Century France // Journal of the Warburg Institute. 1937. Vol. 1, no. 2. P. 117–137. DOI 10.2307/750050.
- 5. Polizzi G. Le Poliphile ou l’Idée du jardin: pour une analyse littéraire de l’estétique colonnienne // Word & Image. 1998. January-June. Vol. 14, no. 1-2. P. 61–81.
