Конститутивная кинофеноменология

Тимощук Елена Андреевна
Год: 2023
УДК: 130.2:791.43
Страницы: 116–126
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: конститутивная феноменология, генетическая феноменология, феноменологическая машина, кинематографическая машина, кинофеноменология
Аннотация
В статье исследуются возможности развития конститутивной (генетической) феноменологии. Формулируется идея изоморфизма конститутивной феноменологии ее технократическому корреляту в виде кинетической системы по производству впечатлений. В качестве образца современного кинематографа рассматривается испанский философский фильм «El hoyo» («Яма», «Дыра», «Платформа»). Метафора тотального контроля разворачивается как радикальный онтопоэзис, модернизирующий гуссерлианство темами креативности, импульса и процесса. Структура статьи: 1) ставится проблема перехода статической феноменологии к конститутивной модели, 2) делается обзор авторов работ по конститутивной феноменологии, 3) более подробно рассматривается феноменология Анны-Терезы Тименецки как основного феноменолога-процессуалиста, 4) кинофеноменология представляется как технократический коррелят конститутивной феноменологии, 5) разбирается концептуальное содержание кинофильма El hoyo как примера многослойного феноменологического объекта. Результаты исследования: 1) проанализирован генезис конститутивной феноменологии, 2) оценен вклад Тименецки в конститутивную феноменологию благодаря включению эмерджентных категорий кайрос, пролиферация, творческое воображение, онтопоэзис, 3) проведена аналогизирующая интерпретация конститутивной феноменологии и киноискусства.
Лицензия: