Художественный образ в феноменологический перспективе: Гуссерль и Ингарден
Жуков Дмитрий Константинович – Литературный институт им. А. М. Горького (Москва, Россия).Год: 2023
Журнал: Вестник ГУ 2023 № 2
УДК: 130.121
Страницы: 127–137
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: феноменология, восприятие, эстетика, фантазия, образ, эстетическая установка, Bildobjekt, Bildsujet, Э. Гуссерль, Р. Ингарден
Аннотация
Cписок литературы:В статье представлен анализ понятия «художественный образ» посредством модели «Bildobjekt – Bildsujet», предложенной Эдмундом Гуссерлем для понимания специфики образного восприятия. В первую очередь уточняется специфика проведения феноменологического исследования в случае с анализом воспринимаемых объектов – важность для феноменологии их интуитивного усмотрения; здесь же важность реализации установки ἐποχή – основы как феноменологического, так и эстетического восприятия. Далее представлено развертывание концепции «образного сознания» в течение жизни философа: трансформация понимания этого явления, итогом которого является отказ от модели Bildobjekt – Bildsujet. Для уточнения уместности подобного отказа автор далее обращается к философскому проекту Романа Ингардена: важным концептом польского мыслителя в ситуации анализа произведения искусства является идея «многослойности» последнего – наряду с утверждением двойственности его природы (материальный и идеальный пласты произведения). Оба наблюдения Ингардена требуют при этом разработки онтологического плана исследования – хотя и не отменяют методологической феноменологической ориентации на сознание и проведения соответствующих процедур (редукция и ἐποχή). В заключении работы указан предпочтительный характер интерпретации Ингардена в деле исследования художественного образа. При этом отмечается, что такой подход определенно «загрязнен» предпосылками – эстетическими категориями, на которые опирается
польский феноменолог, что, однако, предоставляет комплексный подход к эстетическим
переживаниям.
- 1. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств : учеб. пособие / пер. с нем. А. А. Франковского. 2-е изд., стер. СПб. : Лань : Планета музыки, 2020. 244 с.
- 2. Гуссерль Э. Логические исследования : в 2 т. Т. 2, ч. 1 : Исследования по феномено логии и теории познания / пер. с нем. В. И. Молчанова. М. : Академический проект, 2011. 565 с.
- 3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1 : Общее введение в чистую феноменологию / пер. с нем. А. В. Михайлова. М. : Академический проект, 2009. 489 с.
- 4. Гуссерль Э. Идея феноменологии : пять лекций / пер. с нем. Н. А. Артеменко. 3-е изд., испр. и перераб. СПб. : Гуманитарная академия, 2018. 320 с.
- 5. Гуссерль Э. Эстетическое сознание / пер. с нем. В. В. Молчанова // Ежегодник по феноменологической философии. М. : РГГУ, 2015. Вып. 4. С. 308–315.
- 6. Ингарден Р. Исследования по эстетике / пер. с польск. А. Ермилова, Б. Федорова ; ред. А. Якушева ; предисл. В. Разумного. М. : Изд-во иностранной литературы, 1962. 572 с.
- 7. Brough J. B. Translator’s introduction // Husserl E. Phantasy, Image Consciousness, and Memory (1898–1925) / transl. by J. B. Brough. Dordrecht : Springer Dordrecht Publ., 2005. P. 28–68.
- 8. Bernet R. Mapping the Imagination: Distinct Acts, Objects, and Modalities // Husserl Studies. 2020. Vol. 36 (3). P. 213–226. DOI 10.1007/s10743-020-09272-9.
- 9. Carreño Cobos J. The Many Senses of Imagination and the Manifestation of Fiction: A View from Husserl’s Phenomenology of Phantasy // Husserl Studies. 2013. Vol. 29. P. 143–162. DOI 10.1007/s10743-012-9117-2.
- 10. Husserl E. Phantasy, Image Consciousness, and Memory (1898–1925) / transl. by J. B. Brough. Dordrecht : Springer Dordrecht Publ., 2005. 743 p.
- 11. Mitscherling J. Roman Ingarden’s Ontology and Aesthetics / with a foreword by R. Klibansky. Ottawa : University of Ottawa Press, 1997. 263 p.
