Художественный образ в феноменологический перспективе: Гуссерль и Ингарден

Жуков Дмитрий Константинович
Год: 2023
УДК: 130.121
Страницы: 127–137
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: феноменология, восприятие, эстетика, фантазия, образ, эстетическая установка, Bildobjekt, Bildsujet, Э. Гуссерль, Р. Ингарден
Аннотация
В статье представлен анализ понятия «художественный образ» посредством модели «Bildobjekt – Bildsujet», предложенной Эдмундом Гуссерлем для понимания специфики образного восприятия. В первую очередь уточняется специфика проведения феноменологического исследования в случае с анализом воспринимаемых объектов – важность для феноменологии их интуитивного усмотрения; здесь же важность реализации установки ἐποχή – основы как феноменологического, так и эстетического восприятия. Далее представлено развертывание концепции «образного сознания» в течение жизни философа: трансформация понимания этого явления, итогом которого является отказ от модели Bildobjekt – Bildsujet. Для уточнения уместности подобного отказа автор далее обращается к философскому проекту Романа Ингардена: важным концептом польского мыслителя в ситуации анализа произведения искусства является идея «многослойности» последнего – наряду с утверждением двойственности его природы (материальный и идеальный пласты произведения). Оба наблюдения Ингардена требуют при этом разработки онтологического плана исследования – хотя и не отменяют методологической феноменологической ориентации на сознание и проведения соответствующих процедур (редукция и ἐποχή). В заключении работы указан предпочтительный характер интерпретации Ингардена в деле исследования художественного образа. При этом отмечается, что такой подход определенно «загрязнен» предпосылками – эстетическими категориями, на которые опирается польский феноменолог, что, однако, предоставляет комплексный подход к эстетическим переживаниям.
Лицензия: