Фигура и фигурное: эстетика Жана Франсуа Лиотара в первом приближении

Либер Елена – канд. филос. наук (Лейси, США).
Год: 2023
УДК: 7.01
Страницы: 138–151
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: эстетика Ж.-Ф. Лиотара, фигура, фигура-образ, фигура-форма, фигура-матрица, дискурс
Аннотация
Данный текст представляет собой экспликацию рассуждений Жана Франсуа Лиотара из книги «Дискурс, фигура» и попытку перевести его оригинальные концепты в пространство современного российского философского дискурса в целом и в эстетические дискуссии в частности. В центре внимания Лиотара «фигура» (фигурное) – не растворяемый дискурсом остаток чувственных впечатлений. Фигурное создается глазом из следов этих впечатлений, оно полно неясностей, сгущений, наложений, его лучшим аналогом является сон. Тем не менее фигурное имеет отношение к истине, которая обнаруживает себя на его поверхности как «чувственное значение». Фигурное отлично от дискурсивного, что не мешает им существовать рядоположно, образовывая симбиозы: дискурсивные фигуры и фигурные дискурсы. Жизнеподобные образы – частный случай фигурного. Появление фигур, знаменуемое соскальзыванием дискурсивного, осмысленного и упорядоченного мира в хаос и бессмыслицу, – всегда событие. Лиотар выделил три разновидности фигур. Фигура-образ видима, имеет контур. Фигура-форма невидима, но способствует видимому. Фигура-матрица – закрытая в себе первичная фантазия, порождающая образы и формы. Фигуры связаны с бессознательным, их создание направляется желанием. Последнее, в форме первичного энергетического потока, непосредственно вовлечено в фигуру-матрицу. Фигура-образ черпает свой материал из жизненных впечатлений и ослабленного желания. В искусстве фигурное выполняет функцию деконструкции дискурса и критики фантазии. Обе функции участвуют в образовании поэтики. Подтверждение своей теории фигурного Лиотар находит в творчестве Пауля Клее.
Cписок литературы:
  • 1. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб. : Ювента : Наука, 1999. 608 c.
  • 2. Скопин Д. А. Категория возвышенного у Ж.-Ф. Лиотара // Вестник Нижегород ского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия : Социальные науки. 2011. № 3 (23). С. 137–145.
  • 3. Фрейд З. Толкование сновидений / пер. с нем. Я. М. Когана. СПб. : Азбука, 2015. 512 с.
  • 4. Crome K., Williams J. The Lyotard Reader & Guide. New York : Columbia University Press, 2006. 360 p.
  • 5. Jones G. Lyotard Reframed: Interpreting Key Thinkers for the Arts. London : New York : I. B. Tauris, 2014. 208 p.
  • 6. Lyotard J.-F. Discourse, Figure / transl. from Fr. by A. Hudek, M. Lydon. Minneapolis : University of Minnesota Press, 2011. 516 p. (Cultural Critique Books series).
  • 7. Lyotard J.-F. Lessons on the Analytic of the Sublime / transl. from Fr. by E. Rottenberg. Stanford, CA : Stanford University Press, 1994. 264 p.
  • 8. Lyotard J.-F. The Inhuman: Reflections on Time / transl. from Fr. by G. Bennington, R. Bowlby. Stanford, CA : Stanford University Press, 1988. 224 p.
  • 9. Lyotard J.-F. What to Paint? : Interview by B. Marcadé // Cultural Politics. 2013. Vol. 9, Issue 2. P. 212–218. DOI 10.1215/17432197-2146120.
  • 10. Paul Klee : journal / transl. by P. Klossowski. Paris : Grasset, 1959.
  • 11. Rajchman J. Jean-François Lyotard’s Underground Aesthetics // October. 1998. Vol. 86. P. 3–18. DOI 10.2307/779104.
Лицензия: