Фигура и фигурное: эстетика Жана Франсуа Лиотара в первом приближении
Либер ЕленаГод: 2023
УДК: 7.01
Страницы: 138–151
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: эстетика Ж.-Ф. Лиотара, фигура, фигура-образ, фигура-форма, фигура-матрица, дискурс
Аннотация
Данный текст представляет собой экспликацию рассуждений Жана Франсуа Лиотара из книги «Дискурс, фигура» и попытку перевести его оригинальные концепты в пространство современного российского философского дискурса в целом и в эстетические дискуссии в частности. В центре внимания Лиотара «фигура» (фигурное) – не растворяемый дискурсом остаток чувственных впечатлений. Фигурное создается глазом из следов этих впечатлений, оно полно неясностей, сгущений, наложений, его лучшим аналогом является сон. Тем не менее фигурное имеет отношение к истине, которая обнаруживает себя на его поверхности как «чувственное значение». Фигурное отлично от дискурсивного, что не мешает им существовать рядоположно, образовывая симбиозы: дискурсивные фигуры и фигурные дискурсы. Жизнеподобные образы – частный случай фигурного. Появление фигур, знаменуемое соскальзыванием дискурсивного, осмысленного и упорядоченного мира в хаос и бессмыслицу, – всегда событие. Лиотар выделил три разновидности фигур. Фигура-образ видима, имеет контур. Фигура-форма невидима, но способствует видимому. Фигура-матрица – закрытая в себе первичная фантазия, порождающая образы и формы. Фигуры связаны с бессознательным, их создание направляется желанием. Последнее, в форме первичного энергетического потока, непосредственно вовлечено в фигуру-матрицу. Фигура-образ черпает свой материал из жизненных впечатлений и ослабленного желания. В искусстве фигурное выполняет функцию деконструкции дискурса и критики фантазии.
Обе функции участвуют в образовании поэтики. Подтверждение своей теории фигурного
Лиотар находит в творчестве Пауля Клее.