Становление мультимодальной эстетики и арт-практики на основе феминистской философии языка и чтения
Гудова Маргарита Юрьевна – ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (Екатеринбург, Россия).Год: 2023
Журнал: Вестник ГУ 2023 № 2
УДК: 7.01
Страницы: 152–163
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: медиаэстетика, мультимодальная эстетика, транспозиционная грамматика, Т. Махачева, философия чтения, Ю. Кристева
Аннотация
Cписок литературы:В данной статье автор прослеживает процесс становления новых отраслей эстетического знания: медиаэстетики и мультимодальной эстетики в российской и зарубежной гуманитарных науках, таких как журналистика, литературоведение, педагогика, семиотика. Автор подчеркивает специфику предметных полей медиаэстетики как эстетики «новых медиа» и мультимодальной эстетики как эстетики искусства «новых форм» (гибридизированного, цифрового искусства). Для того чтобы показать научные основания, на которых формируются не только новые предметные поля современной эстетики, но и новые эстетические подходы, позволяющие более точно выявлять и концептуализировать содержание гибридизированных цифровых арт-проектов, автор применяет историко-эстетический метод. Такой метод позволяет прочертить линию исторической преемственности от идей диалога культур и полифонического романа М. М. Бахтина, идеи множественности языков культуры Ю. М. Лотмана к идеям множественности языков и полилога Ю. Кристевой, и от нее к дискурсивной семиотике и мультимодальной грамотности Г. Кресса, и, наконец, к транспозиционной грамматике Б. Коупа и М. Калантцис. В качестве иллюстрации того, как методики транспозиционной грамматики и мультимодальной эстетики помогают понять гибридизированные цифровые арт-проекты, приведен кейс с проектом Т. Махачевой «Дорогие…» (2019). В результате разбора кейса выявлено, как различные способы трансляции информации (модальности) передают множество значений, на их основе возникает множество смыслов, и как интерференции смыслов, производимых различными способами передачи информации, влияют на художественно-эстетические переживания читателей-зрителей-слушателей проекта.
- 1. Бережная М. А. Эстетика журналистики как область исследования // Век информации. 2017. № 2-2. С. 69–70.
- 2. Бережная М. А. Эстетическая оценка в профессиональных координатах журналистики // Вопросы журналистики. 2019. № 5. С. 47–61. DOI 10.17223/26188422/5/4.
- 3. Выставка номинантов 12 Премии Кандинского (09 октября – 17 ноября 2019 года) // Премия Кандинского : сайт. 2019. URL: http://www.kandinsky-prize.ru/vy-stavka-nominantov-12-premii-kandinskogo/ (дата обращения: 22.11.2022).
- 4. Жеребкина И. А. Субъективность и гендер: гендерная теория субъекта в современной философской антропологии. СПб. : Алетейя, 2007. 312 с.
- 5. Загидуллина М. В. К вопросу о разделении «эстетического» и «медиаэстетического» // Челябинский гуманитарий. 2022. № 1 (58). С. 37–45. DOI 10.47475/1999-5407-2022 10104.
- 6. Загидуллина М. В. Огонь в контексте медиаэстетики: ASMR-образность как новый коммуникационный тренд // Горизонты цивилизации. 2019. № 10. С. 143–155.
- 7. Закс Л. А. Современная эволюция/революция культуры и формирование культуроцентристской парадигмы сознания (на примере философии и социогуманитарных наук) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3 : Общественные науки. 2018. Т. 13, № 4 (182). С. 40–53. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/66018 (дата обращения: 05.01.2022).
- 8. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М. : Интрада, 1996. 254 с.
- 9. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики : пер. с фр. Г. К. Косикова, Б. П. Нарумова. М. : РОССПЭН, 2004. 656 с.
- 10. Кристева Ю. Изоляция, идентичность, опасность, культура… / пер. Г. Наумовой // Вестник Европы. 2005. № 15. С. 227–241. URL: https://magazines.gorky.media/vestnik/2005/15/yuliya-kristeva-izolyacziya-identichnost-opasnost-kultura.html (дата обращения: 21.12.2022).
- 11. Махачева Таус // Премия Кандинского : сайт. 2019. URL: http://www.kandinsky-prize.ru/134-2019-taus-mahacheva/ (дата обращения: 22.11.2022).
- 12. Махачева Т. Арт-проект «Дорогие…» (2018). URL: https://www.youtube.com/watch?v=Kxe5nLMPPm8&feature=youtu.be (дата обращения: 22.11.2022).
- 13. Медведева А. Р. Медиаэстетические границы в интерфейсе культурно-просветительских проектов «Арзамас» и «Полка» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 3 (41). С. 55–62. DOI 10.47475/2070-0695-2021-10306.
- 14. Медведева А. Р. Медиаэстетические функции интерфейса культурно-просветительской журналистики (на примере проекта «Арзамас») // Известия Уральского федерально го университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27, № 3. С. 38–45. DOI 10.15826/izv1.2021.27.3.053.
- 15. Савчук В. В. Политики медиа и эстетика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34, № 4. С. 585–596. DOI 10.21638/ spbu17.2018.411.
- 16. Савчук В. В., Очеретяный К. А. Цифровой поворот: глобальные тенденции и локальные специфики // Вопросы философии. 2021. № 4. С. 5–16. DOI 10.21146/0042-8744 2021-4-5-16.
- 17. Симакова С. И. Визуальный образ в СМИ – формирование медиаэстетики потребителя массовой информации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 3 (29). С. 83–92.
- 18. Симакова С. И. Инфографика еженедельника «Аргументы и факты»: медиаэстетический потенциал // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т. 39, № 3. С. 367–377. DOI 10.18413/2712-7451-2020-39-3-367-377.
- 19. Топчий И. В. Медийный SMM: соединение визуального и эмоционального // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 3 (29). С. 145–153.
- 20. Топчий И. В. Соцсети и СМИ: взаимодействие в эпоху «эстетического поворота» // Медиасреда. 2018. № 13. С. 217–221.
- 21. Kalantzis M., Cope B. After Language: A Grammar of Multimodal Transposition // Foreign Language Learning in the Digital Age: Theory and Pedagogy for Developing Literacies / ed. by Ch. Lütge. London : Routledge, 2022. Р. 34–64.
- 22. Kress G. Gains and losses: New forms of text, knowledge, and Learning // Computers and Composition. 2005. № 22. P. 5–22.
- 23. Kress G. R., van Leeuwen T. Multimodal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. London : Edward Arnold Publ., 2001. 152 p.
