Что вы здесь видите женского/мужского? (Гендерные стороны художественных коммуникаций)

Мельникова Светлана Витальевна – Уральский федеральный университет (Екатеринбург, Россия), Журавлёва Надежда Ивановна – Уральский федеральный университет (Екатеринбург, Россия), Булатова Анастасия Васильевна – Уральский федеральный университет (Екатеринбург, Россия).
Год: 2023
УДК: 130.2
Страницы: 164–175
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: арт-коммуникация, партиципаторные практики, арт-медиация, медиатор, искусство, зритель, гендер
Аннотация
В статье исследуются эмоционально-эвокативные возможности арт-медиации как партиципаторной практики и осмысляется роль гендерной составляющей в арт-коммуникациях. Авторы обращаются к опыту VI Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2021 г.), активно использующей актуальный партиципаторный формат работы со зрителем. Объектом анализа стал процесс арт-медиации, основанный на предложенной авторами методике, заключающейся в выстраивании трехчастной схемы коммуникации и применении ее к анализу гендерно окрашенных арт-объектов, представленных на биеннале. Авторы преследуют двоякую цель – способствовать эстетическому восприятию и смысловой интерпретации увиденного и, с другой стороны, личностной и групповой идентификации зрителей, переосмыслению ими устоявшихся социальных конструктов и ролей. Дискуссионный характер коммуникации создает для ее участников возможность рефлексии собственного эстетического, социального и экзистенциального опыта, его границ и ограничителей – гендерных стереотипов и установок.
Cписок литературы:
  • 1. Барри Дж., Флиттерман-Льюис С. Текстуальные стратегии: политика художественно го производства / пер. А. Матвеевой // Гендерная теория и искусство : антология : 1970–2000 : пер с англ. / под ред. Л. М. Бредихиной, К. Дипуэлл. М. : РОССПЭН, 2005. С. 146–161.
  • 2. Батлер Дж. Заметки к перформативной теории собрания / пер. с англ. Д. Кралечкина. М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. 248 с.
  • 3. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. Д. Викторовой. М. : РОССПЭН, 2004. 336 с.
  • 4. Бредихина Л. М. Предисловие // Гендерная теория и искусство : антология : 1970–2000 : пер с англ. / под ред. Л. М. Бредихиной, К. Дипуэлл. М. : РОССПЭН, 2005. С. 5–14.
  • 5. Время обнимать и уклоняться от объятий : 6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. 02.10–05.12.2021 : официальный сайт. URL: https://uralbiennial.ru/ (дата обращения 25.12.2021).
  • 6. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни : пер. с англ. А. Д. Ковалева. М. : Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 2000. 304 с.
  • 7. Гудова М. Ю., Рубцова Е. В., Симбирцева Н. А. Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности: от креативности человека к креативности искусственного интеллекта и человекомашинных гибридов // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27, № 2. С. 235–249. DOI 10.15826/izv1.2021.27.2.048.
  • 8. Жеребкина И. Феминистская теория 90-х годов: проблематизация женской субъективности // Введение в гендерные исследования : хрестоматия : в 3 ч. Харьков : ХЦГИ ; М. : Алетейя, 2001. Ч. 1. С. 49–79.
  • 9. Иевлева Н. В., Потапова М. В. Свободная дискуссия: как говорить с молодежью в музее // Музей : научно-практический журнал. 2018. № 1-2. С. 78–81.
  • 10. Липпард Л. Спарринг-обмен: Вклад феминизма в искусство 1970-х гг. / пер. А. Патрикеева // Гендерная теория и искусство : антология : 1970–2000 : пер с англ. / под ред. Л. М. Бредихиной, К. Дипуэлл. М. : РОССПЭН, 2005. С. 162–174. 11. Маликова Д. Н. Медиация: концепция и опыт Уральской индустриальной биеннале современного искусства // Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент : материалы Всерос. конференции. Пермь, 14–15 марта 2019 / сост. : Е. Н. Шестакова и др. Пермь : Изд-во ПНИПУ, 2019. С. 47–52.
  • 12. Рансьер Ж. Разделяя чувственное / пер. с фр. В. Лапицкого, А. Шестакова. СПб. : Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2007. 264 с.
  • 13. Рансьер Ж. Эмансипированный зритель / пер. с фр. Д. Жукова. Нижний Новгород : Красная ласточка, 2018. 128 с.
  • 14. Саймон Н. Партиципаторный музей / пер. А. Глебовской. М. : Ад Маргинем Пресс, 2017. 368 с.
  • 15. Уорд О. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство. М. : Ад Маргинем Пресс : Музей современного искусства «Гараж», 2021. 176 с.
  • 16. Уэст К., Циммерман Д. Создание гендера / пер. с англ. Е. Здравомысловой // Гендерные тетради : Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН / науч. ред. А. А. Клецин. Вып. 1. СПб. : С.-Петерб. фил. Ин-та социол., 1997. С. 94–124.
  • 17. Kameric S. Hooked, 2010-2021. Series of black and white crochets // Kameric Sejla : official website. URL: https://sejlakameric.com/works/hooked/ (access date: 10.01.2023).
  • 18. Muka E. The voice of shuttle revisited : Notes on Sejla Kameric’s exhibition No More Drama // Kameric Sejla : official website. 2021. URL: https://sejlakameric.com/writings/the voice-of-shuttle-revisited/ (access date: 02.01.2023).
  • 19. Time for Cultural Mediation / ed. by C. Mörsch, S. Fürstenberg, A. Chrusciel. Institute for Art Education of Zurich University of the Arts (ZHdK), commissioned by Pro Helvetia, 2013. 329 p. URL: https://www.kultur-vermittlung.ch/zeit-fuer-vermittlung/v1/?m=0&m2=1&lang=e (access date: 10.01.2023).
Лицензия: