Современная эстетика: философия искусства, генерируемого искусственным интеллектом
Лисовец Ирина Митрофановна – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия).Год: 2023
Журнал: Вестник ГУ 2023 № 4
УДК: 7.01:004
Страницы: 77–83
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: генеративное искусство, медиасреда, нейросети, художественная культура, художественная ценность, технологическое эстетическое, цифровое общество
Аннотация
Cписок литературы:Искусство в качестве центральной подсистемы духовной культуры испытывает исторически все социокультурные трансформации, изменяясь в соответствии с ними. В современной российской эстетике сложилось понимание искусства как системы взаимодействия трех типов деятельности: художественного творчества, художественного исполнительства и художественного восприятия. Особенности и соотношение этих подсистем определяются развитием цифровых технологий в современной культуре. В развивающейся цифровой художественной культуре происходят радикальные изменения всех субъектов художественной деятельности: место художника занимает нейросеть, медиасреда становится исполнителем, а также и продюсером результата художественного творчества, публику такого искусства составляют пользователи медиа, имеющие навыки контакта с цифровым артефактом. Целью статьи является анализ изменений предмета современной эстетики, определяемых развитием искусства, генерируемого искусственным
интеллектом. Перед современной философией искусства возникают затруднения при ответе на вопрос о сущности, художественной и эстетической ценности, новой выразительности и функционировании этого искусства в социокультуре. Проблемы развивающейся эстетики искусственного интеллекта обсуждались в работах западных и российских ученых на рубеже веков, практика цифрового искусства активно рассматривается на эстетических и культурологических конгрессах в настоящее время. Необходимость развития теоретико-эстетического анализа искусства, генерируемого искусственным интеллектом, и нового
определения традиционных для эстетики категорий, таких как художественное творчество,
художественный образ, язык искусства, ценность художественных артефактов, продиктованы экстенсивным расширением поля нового искусства в культуре. В статье сделан вывод,
что ключевой для анализа такого искусства является философская методология, что обусловлено внутренним взаимодействием искусства и философии в истории культуры. Эстетика как философия искусства должна выработать категориальный аппарат для понимания современных феноменов искусства.
- 1. Булатов Д. «Живой» аспект «неживого» измерения» // По ту сторону медиума: искусство, наука и воображаемое технокультуры / сост. и общ. ред. Д. Булатова. Калининград : БФ ГЦСИ, 2016. С. 74–81.
- 2. Данто А. Что такое искусство / пер. Е. Куровой. М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. 168 с.
- 3. Еремеев А. Ф. Границы искусства: социальная сущность художественного творчества. М. : Искусство, 1987. 319 с.
- 4. Закс Л. А. Современная эволюция/революция культуры и формирование культуроцентристской парадигмы сознания (на примере философии и социогуманитарных наук) // Известия Уральского федерального университета. Серия 3 : Общественные науки. 2018. Т. 13, № 4 (182). С. 40–52.
- 5. Коклен А. Эстетика перед лицом технообразов / пер. с фр. Н. Б. Маньковской // Декоративное искусство. 2002. № 1. С. 67–70.
- 6. Манович Л. Язык новых медиа / пер. Д. Кульчицкой. М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. 400 с.
- 7. По ту сторону медиума: искусство, наука и воображаемое технокультуры / сост. и общ. ред. Д. Булатова. Калининград : БФ ГЦСИ, 2016. 156 с.
- 8. Раш М. Новые медиа в искусстве / пер. с англ. Д. Панайотти. М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. 256 с.: ил.
- 9. Сосна Н. Человек ли посредник: проект ответа // Медиа: между магией и технологией : [сборник] / под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2014. С. 313–324.
- 10. Федорова К. «Технологическое возвышенное» и проприоцептивные медиа // Медиа: между магией и технологией : [сборник] / под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2014. С. 38–66.
- 11. Хансен М. Б. Н. Время аффекта, или свидетельствование жизни // Медиа: между магией и технологией : [сборник] / под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2014. С. 67–127.
- 12. Эпштейн М. Танец «черных лебедей»: О тайнах творчества // Звезда. 2015. № 11. С. 253 261.
- 13. Эрнст В. Время медиа: понятия, археология, наука // Медиа: между магией и технологией : [сборник] / под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2014. С. 144–161.
- 14. Manovich L. AI Aesthetics. M. : Strelka Press, 2018. 68 p.
- 15. Manovich L., Arielli E. Artificial Aesthetics: A Critical Guide to AI, Media and Design. Chapter 2. 2021. 24 p. URL: https://www.academia.edu/68603992/Artificial_Aesthetics_A_Critical_Guide_to_AI_Media_and_Design_Chapter_2_Lev_Manovich_Who_is_an_artist_in_AI_era_ (access date: 04.11.2023).
