Анализ элементов экзистенциального дискурса в романе А. М. Горького «Жизнь Клима Самгина»

Лесевицкий Алексей Владимирович
Год: 2023
УДК: 141.32:821.161.1
Страницы: 158–167
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: экзистенциализм, пограничная ситуация, подлинность существования, проблема цели и средств, экзистенциальный вакуум, психологический абсентеизм, скептицизм, проблема выбора
Аннотация
В статье рассматриваются «экзистенциальные паттерны» романа А. М. Горького «Жизнь Клима Самгина». По мнению автора, в данном панорамном произведении пролетарский писатель отразил целое многоцветие идей, характерных для философии экзистенциализма. В исследовании раскрывается многогранный внутренний мир Клима Самгина, показана специфика его мировоззренческих черт. А. М. Горький в романе предельно остро ставит вопрос о подлинности и квазиаутентичности существования, который пытается разрешить главный герой книги. По мнению исследователя, подобная постановка вопроса сближает произведение русского литератора и работу М. Хайдеггера «Бытие и время», в которой немецкий философ противопоставляет антагонистические экзистенциалы Dasein и Das Man. Автором рассматривается проблема амбивалентной противоположности существования и деятельности в их этическом преломлении. Клим Самгин сознательно предпочитает тактику абсентеизма, тотального отрицания всех возможных альтернатив, не желая вмешиваться в апокалиптическое движение глобального исторического универсума. В работе проанализирована проблема цели и средств ее достижения в рамках диалектики исторического процесса. По мнению исследователя, А. М. Горький заимствует постановку данной этической проблемы не только у Ф. М. Достоевского, которого справедливо считают своеобразным предшественником экзистенциальной философии, но и у Н. А. Бердяева, латентное влияние идей которого отразилось в книге «Жизнь Клима Самгина». Автором разбирается проблема «экзистенциального вакуума» и его последствий, запечатленная в образах Нехаевой, купца Лютова и поручика Трифонова. Экзистенциальный анализ романа позволяет сделать вывод, что творчество А. М. Горького можно рассматривать не только из весьма жестких концептуальных рамок марксизма-ленинизма.
Лицензия: