«Мы все ходили под богом…» (сталинизм в российской истории ХХ века и его осмысление в соответствии с теорией отчуждения К. Маркса)

Хренов Николай Андреевич – Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ (Москва, Россия).
Год: 2024
УДК: 130.2(470+571)
Страницы: 139–154
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: революция 1917 года, вождь, диктатор, миф, культурный герой, массовое сознание, миф, социализм, сакральная фигура, Сталин, «новый Бог», идол, отчуждение, коммунитас, традиционный тип личности, утопия, хилиастическая утопия, Беловодье, время истории, время мифа, секты, К. Маркс, В. Тернер, К. Маннхейм, Э. Фромм, Ф. Шеллинг, А. Базен
Аннотация
В данной статье предпринята попытка осмыслить предреволюционную, революционную и постреволюционную ситуацию в России XX века не как запаздывающий Ренессанс, если проецировать логику истории Запада на Россию и если иметь в виду то, как воспринимали и оценивали в России подъем культуры и искусства в России первых десятилетий. Скорее возникшая в связи с революцией ситуация переходности и сопровождающего ее хаоса свидетельствовала о возрождении и активизации в российской культуре средневековых ее пластов, чему способствовало и то, что реальность нового, т. е. индустриального или, иными словами, массового общества прорыву и активизации традиционных пластов культуры способствовала. Процессы явно выходили за границы тех норм, что были сформированы в Российской империи. Так, за пределами имперской традиции стихийно возникала реальность всеобщего братства, или, если пользоваться терминологией английского антрополога В. Тернера, «коммунитас». Именно это обстоятельство оказалось одной из причин, во-первых, возникновения политических лидеров, претендующих на звание «вождей», и, во-вторых, их трансформации в сакральные фигуры, которые можно уподобить мифологическим героям или «культурным героям». «Культурный герой» в мифе – это та фигура, которая приносит в мир что-то новое, еще не существовавшее. Естественно, что Сталин, продолжая дело Ленина, возводил никогда прежде не существовавшее социалистическое общество. Так, в ситуации революции и последующего построения социализма возникает сакрализация всего, что ассоциируется с утопической идеей социализма. В том числе, и сам вождь. Политика начинает восприниматься по аналогии с религией. Возвращаясь к одному из основополагающих понятий К. Маркса – к понятию отчуждения, автор показывает, что революция, ставившая своей целью снятие социального отчуждения и обретение свободы для самореализации человека, в реальности привела к возникновению новых «богов», а точнее, идолов, блокирующих осуществление целей, достигаемых с помощью революции. Человек вновь попадает в ситуацию отчуждения.
Cписок литературы:
  • 1. «А дряни подобно “Гармонь” больше не ставите?..» : записи бесед Б. З. Шумяцкого с И. В. Сталиным после кинопросмотров. 1934 г. / вступ. ст., публ. и коммент. А. С. Трошина // Киноведческие записки. 2002. № 61. С. 281–346.
  • 2. Арендт Х. Истоки тоталитаризма : пер. с англ. М. : ЦентрКом, 1996. 671 с.
  • 3. Базен А. Миф Сталина в советском кино / пер. с фр. Н. Нусиновой // Киноведческие записки. 1988. № 1. С. 154–169.
  • 4. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические : в русском переводе с параллельными местами / Изд-во христианской радиостанции «Семейное Радио». Oakland : California Family Radio, б/г. 296 с.
  • 5. Блок А. А. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 5 : Проза. 1903–1917 / подготовка текста и примеч. Д. Е. Максимова, Г. А. Шабельской. М. ; Л. : Гос. изд-во худож. литературы, 1962. 800 с.
  • 6. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Булгаков С. Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб. : Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. С. 275–299.
  • 7. Булдаков В. П. Утопия, агрессия, власть. Психосоциальная динамика постреволюционного времени. Россия 1920–1930 гг. М. : РОССПЭН, 2012. 759 с.
  • 8. Гегель Г. Эстетика : 4 т. Т. 1 / пер. Б. Г. Столпнера ; под ред. и с предисл. М. Лифшица. М. : Искусство, 1968. XVI, 312 с.
  • 9. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / пер. с англ. Д. Кралечкина ; под науч. ред. А. Олейникова. М. : Изд-во Института Гайдара, 2019. 816 с.
  • 10. Евреинов Н. Н. Театр как таковой: (Обоснование театральности в смысле положит. начала сцен. искусства и жизни). СПб. : Тип. Н. И. Бутковской, 1912. 120 с.
  • 11. Жукоцкий В. Д., Жукоцкая З. Р. Русская реформация ХХ века : статьи по культурфилософии советизма. М. : Новый хронограф, 2008. 264 с.
  • 12. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / предисл., подгот. текста и примеч. Ю. С. Пивоварова. М. : Наука, 1991. 128 с.
  • 13. «Картина сильная, хорошая, но не “Чапаев”…» : записи бесед Б. З. Шумяцкого с И. В. Сталиным после кинопросмотров 1935–1937 гг. / вступ. ст., публ. и коммент. А. С. Трошина // Киноведческие записки. 2003. № 62. С. 115–188.
  • 14. Клибанов А. И. Из воспоминаний о В. Д. Бонч-Бруевиче // Записки отдела рукописей ГБЛ. 1983. № 44. С. 66–90.
  • 15. Маннхейм К. Диагноз нашего времени : сборник : пер. с нем. и англ. М. : Юрист, 1994. 700 с.
  • 16. Никольский С. А. Советское. Идея и практика. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2023. 392 с.
  • 17. Платонов А. П. Государственный житель. Проза. Ранние сочинения. Письма. М. : Советский писатель, 1988. 604 с.
  • 18. Робертс Дж. Иосиф Сталин. От второй мировой до «холодной войны» / пер. с англ. О. Ю. Семиной. М. : АСТ, 2014. 638 с.
  • 19. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 9–25.
  • 20. Симонов К. М. Глазами человека моего поколения: Размышления о И. В. Сталине : сборник / сост. и авт. предисл. Л. Лазарев. М. : Книга, 1990. 432 с.
  • 21. Тернер В. Символ и ритуал : пер. с англ. / вступ. ст. В. А. Бейлиса. М. : Наука, 1983. 277 с.
  • 22. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев : Христианско-благотворительная ассоциация «Путь к истине», 1991. 600 с.
  • 23. Фромм Э. Душа человека : сборник : перевод / общ. ред., сост. и предисл. П. С. Гуревича. М. : Республика, 1992. 430 с.
  • 24. Хренов Н. А. Был ли Сталин пламенным революционером, или «Творческий ответ» вождя в ракурсе противостояния цивилизаций // Политическая концептология. 2023. № 4. С. 12–89. DOI 10.18522/2949-0707.2023.4.1289.
  • 25. Хренов Н. А. К психологической интерпретации предыстории, истории и постистории революционного сознания в России: как возникают в профанном обществе «боги»? // Политическая концептология. 2023. № 3. С. 79–104. DOI 10.18522/2949-0707.2023.3.79104.
  • 26. Хренов Н. А. Традиционные ценности и современная культура: могут ли существовать эти ценности без их носителя и творца? // Искусствознание: наука, опыт, просвещение. Вып. 3 / ред.-сост. Г. У. Лукина, А. Н. Хахалкина. М. : Гос. институт искусствознания, 2023. С. 12–28.
  • 27. Чистов К. В. Русская народная утопия (Генезис и функции социально-утопических легенд). СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. 540 с.
  • 28. Шеллинг Ф. Философия мифологии : в 2 т. Т. 2 / пер. с нем. В. М. Линейкина. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2013. 543 с.
  • 29. Эткинд А. М. Хлыст. Секты, литература и революция. М. : Новое литературное обозрение, 1998. 688 с.
  • 30. Aron R. Sociologisme et sociologie cher Durkheim et Weber // Commentaire. 1985. No. 4 (32). P. 1040–1050.
Лицензия: