«Мы все ходили под богом…» (сталинизм в российской истории ХХ века и его осмысление в соответствии с теорией отчуждения К. Маркса)
Хренов Николай АндреевичГод: 2024
УДК: 130.2(470+571)
Страницы: 139–154
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: революция 1917 года, вождь, диктатор, миф, культурный герой, массовое сознание, миф, социализм, сакральная фигура, Сталин, «новый Бог», идол, отчуждение, коммунитас, традиционный тип личности, утопия, хилиастическая утопия, Беловодье, время истории, время мифа, секты, К. Маркс, В. Тернер, К. Маннхейм, Э. Фромм, Ф. Шеллинг, А. Базен
Аннотация
В данной статье предпринята попытка осмыслить предреволюционную, революционную и постреволюционную ситуацию в России XX века не как запаздывающий Ренессанс, если проецировать логику истории Запада на Россию и если иметь в виду то, как воспринимали и оценивали в России подъем культуры и искусства в России первых десятилетий. Скорее возникшая в связи с революцией ситуация переходности и сопровождающего ее хаоса свидетельствовала о возрождении и активизации в российской культуре средневековых ее пластов, чему способствовало и то, что реальность нового, т. е. индустриального или, иными словами, массового общества прорыву и активизации традиционных пластов культуры способствовала. Процессы явно выходили за границы тех норм, что были сформированы в Российской империи. Так, за пределами имперской традиции стихийно возникала реальность всеобщего братства, или, если пользоваться терминологией английского антрополога В. Тернера, «коммунитас». Именно это обстоятельство оказалось одной из причин, во-первых, возникновения политических лидеров, претендующих на звание «вождей», и, во-вторых, их трансформации в сакральные фигуры, которые можно уподобить мифологическим героям или «культурным героям». «Культурный герой» в мифе – это та фигура, которая приносит в мир что-то новое, еще не существовавшее. Естественно, что Сталин, продолжая дело Ленина, возводил никогда прежде не существовавшее социалистическое общество. Так, в ситуации революции и последующего построения социализма возникает сакрализация всего, что ассоциируется с утопической идеей
социализма. В том числе, и сам вождь. Политика начинает восприниматься по аналогии с
религией. Возвращаясь к одному из основополагающих понятий К. Маркса – к понятию
отчуждения, автор показывает, что революция, ставившая своей целью снятие социального отчуждения и обретение свободы для самореализации человека, в реальности привела
к возникновению новых «богов», а точнее, идолов, блокирующих осуществление целей,
достигаемых с помощью революции. Человек вновь попадает в ситуацию отчуждения.