«Слово-мана» и лабиринт (о «новых волнах» и позднесоветском кино)

Рейфман Борис Викторович – Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия).
Год: 2024
УДК: 7.01:791.43
Страницы: 155–167
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: новая волна, дух молодости, элиминация смысла, Франсуа Трюффо, свободное кино, Линдсей Андерсон, лабиринтное пространство, Андрей Тарковский
Аннотация
В октябре 1957 года писательница Франсуаза Жиру назвала «новой волной» поколение французов, родившихся во время и вскоре после Второй мировой войны. Парадоксальной чертой этого поколения, характерной не только для молодых французов, но и для их сверстников из Великобритании и других западных стран, было сочетание его ускользания от каких бы то ни было определений и одновременной абсолютной узнаваемости. Такая «форма без формы», названная Роланом Бартом «словом-мана», воспринималась многими старшими современниками как совершенно особый «дух молодости», чреватый межпоколенческим разрывом и утверждением абсолютно новой культурной ситуации. Эта ситуация соотносилась со все более доминировавшей в западном интеллектуальном пространстве в качестве жизнеутверждающей ценности стратегией «элиминации смысла». Темой предлагаемой статьи как раз и является взаимовлияние молодежной «новой волны» как социального явления, современных ей интеллектуальных ориентиров и тех новаторских течений в кинематографиях Франции и Англии конца 1950-х, которые также стали называться «новыми волнами» после того, как данное понятие сменило основную территорию своего применения, переместившись в кинематографическую область. Заканчивается же статья размышлениями о позднесоветском «авторском кино». Интенции многих его создателей связываются с противоположной «элиминации смысла» стратегией, талантливо воплощенной, в частности, в «Ивановом детстве» Андрея Тарковского. Имеется в виду трагический поиск утраченных ценностно-смысловых ориентиров в лабиринтном пространстве культурной безысходности.
Cписок литературы:
  • 1. Базен А. Что такое кино? : сборник статей : пер. с фр. / вступ. статья И. Вайсфельда. М. : Искусство, 1972. 373 с.
  • 2. Барт Р. Критика и истина // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика : пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс : Универс, 1994. С. 319–374.
  • 3. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика : пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс : Универс, 1994. С. 413–423.
  • 4. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос : сборник / сост. и общ. ред. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. М. : Прогресс, 1991. С. 39–50
  • 5. Вербицкий М. Ситуационизм. 1952–1968 // Дебор Г. Общество спектакля. М. : Опустошитель, 2014. С. 217–221.
  • 6. Виноградов В. Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или «Мертвецы в отпуске» : монография. М. : Канон-плюс, 2013. 280 с.
  • 7. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: чего не может передать значение. М. : Новое литературное обозрение, 2006. 184 с.
  • 8. Де Бек А. Новая волна: портрет молодости / пер. с фр. И. Мироненко-Маренковой. М. : Rosebud publishing, 2016. 128 с.
  • 9. Дорошевич А. Н. Полвека британского кино. Очерки. М. : НИИ киноискусства, 2008. 480 с.
  • 10. Зонтаг С. Фильм Жана Люка Годара «Жить своей жизнью» / пер. Н. М. Пальцева // Киноведческие записки. 1994. № 22. С. 224–234.
  • 11. Зоркая Н. Начало // Мир и фильмы Андрея Тарковского : Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма / сост. и подгот. текста А. М. Сандлер. М. : Искусство, 1991. С. 22–36.
  • 12. Косенкова К. Путь наверх: генезис британской «новой волны» // Синематека. 2009. 23 окт. URL: http://www.cinematheque.ru/post/141750 (дата обращения: 20.03.2023).
  • 13. Косиков Г. Комментарии // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика : пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс : Универс, 1994. С. 574–600.
  • 14. Лакан Ж. О бессмыслице и структуре Бога / пер. с фр. А. К. Черноглазова // Метафизические исследования. Вып. 14 : Статус иного. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского философского общества : Алетейя, 2000. С. 218–231.
  • 15. Маклюэн М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. 1994. № 2. С. 67–74.
  • 16. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Г. Николаева. 2-е изд. М. : Гиперборея : Кучково поле, 2007. 464 с.
  • 17. Мейлер Н. Белый негр // Вопросы философии. 1992. № 9. С. 127–145.
  • 18. Рейфман Б. В. Постмодернизм как предчувствие в теории «авторского кино» и фильмах французской «новой волны» // Наука телевидения. 2018. Т. 14, № 4. С. 10–37. DOI 10.30628/1994-9529-2018-14.4-10-37.
  • 19. Рейфман Б. В. Структура против структуры: одна из возможных интерпретаций фильма Ж.-Л. Годара «На последнем дыхании» // Киноведческие записки. 2009. № 92/93. С. 359–373.
  • 20. Сартр Ж.-П. По поводу «Иванова детства» // Мир и фильмы Андрея Тарковского : Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма / сост. и подгот. текста А. М. Сандлер. М. : Искусство, 1991. С. 11–21.
  • 21. Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. Трактаты, статьи, эссе / сост., общ. ред. Г. К. Косикова. М. : Изд-во Московского ун-та, 1987. С. 313–334.
  • 22. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / пер. с нем. Н. Кандинской ; под общ. ред. Д. В. Трубочкина. М. : Play & Play : Канон-плюс, 2015. 376 с.
  • 23. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект / пер. А. Б. Григорьева // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 40–52.
Лицензия: