Ценностные ориентации в национальной культуре в условиях глобализации (на примере таджикской культуры)
Джураев Абдурахим Ходжиевич – Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики (Худжанд, Таджикистан).Год: 2024
Журнал: Вестник ГУ 2024 № 2
УДК: 130.2(575.3)
Страницы: 120–130
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: ценность, ценностная ориентация, глобализация, универсализация, унификация, национальная ценность, религиозная ценность, национальная идентичность, религиозная идентичность
Аннотация
Cписок литературы:Автор статьи пытается исследовать трансформацию национальных культур в контексте глобализации через призму процессов универсализации или унификации культурных ценностей. Сближение людей и взаимодействие культур в условиях глобализации приводит не только к взаимообогащению, но и к конфликту ценностей, когда западные ценности преподносятся как общечеловеческие. По мнению автора, национальные и религиозные ценности, которые лежат в основе ценностной ориентации нации, помогают национальной культуре сохранять свою уникальность в мире глобализации. Образование и информационная грамотность являются ключевыми факторами, которые позволяют людям быть более осведомленными о мировых тенденциях и понимать значимость национальных ценностей в контексте глобальной культуры.
- 1. Агапова Т. В. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. № 5. С. 247–249.
- 2. Атаян В. В. Ценностные основания глобального социокультурного изменения : монография. Ростов н/Д : Фонд науки и образования, 2022. 314 с.
- 3. Деркач В. В. Роль традиций в условиях глобализации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. Ст. 732. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20759 (дата обращения: 29.10.2023).
- 4. Жабина В. В. Судьба национальных ценностей в условиях глобализации // Система ценностей современного общества. 2010. № 12. С. 191–195.
- 5. Золотухин В. М., Овчаров А. А. Культура и ценности // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2004. № 6-2 (44). С. 99–105.
- 6. История таджикской философии (с древнейших времен до XV в.) : в 3 т. Т. 1. Душанбе : Дониш, 2010. 504 с.
- 7. Макарова Е. Ю. Язык в системе этнических признаков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 : Языкознание. 2009. № 2 (10). С. 184–188.
- 8. Назарчук А. В. Глобальное общество и этнические сети // Этнос, нация, ценности: социально-философские исследования / науч. ред. К. Х. Момджян, А. Ю. Антоновский. М. : Канон+ : РООИ «Реабилитация», 2015. С. 174–180.
- 9. Патцель В. Западные ценности перестают быть универсальными // ЦентрАзия : сайт. 23.03.2011. URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1300957980 (дата обращения: 10.07.2023).
- 10. Романова Н. В. Парадигмы аксиологических измерений культуротворческой деятельности Запада // Наука. Искусство. Культура. 2017. Вып. 4 (16). С. 32–47.
- 11. Туксаитова Р. О., Аюпова Г. К. Грани религиозной идентичности (на материале современной казахстанской публицистики) // Культурная память и культурная идентичность : материалы Всерос. (с междунар. участием) научной конференции молодых ученых (XI Колосницынские чтения). Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 356–359.
- 12. Файзуллин Ф. С. Национальные ценности и ценностные ориентации // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 1 (1). С. 685–688.
- 13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. : АСТ-ЛТД, 1998. 672 с. (Серия : Классики зарубежной психологии).
