Эстетическое как поле и объект культурных метаморфоз

Закс Лев Абрамович – АНО ВО «Гуманитарный университет»; ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Екатеринбург, Россия).
Год: 2024
УДК: 130.2:7.01
Страницы: 167–177
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: культура, эстетическое, метаморфозы, природные и социокультурные основания метаморфоз эстетического, основные типы метаморфоз эстетического, протеизм современного эстетического
Аннотация
Статья посвящена мало разработанной в эстетике проблеме социокультурной реальности эстетического как поля и результата/объекта метаморфоз. Статья носит эстетико-культурологический характер: она соединяет культурологическое видение метаморфоз как общекультурного явления – особого типа культурных изменений, трансформаций, развития феноменов культуры в ряде важнейших аспектов ее системности – с учетом специфики метаморфоз эстетического отношения (освоения мира). Фиксируются онтологические основания культурных метаморфоз: закономерности материи и информации, особенности культуры как способа бытия людей, особенности современной культуры. Исходя из общего понимания метаморфоз как спонтанного, «самодвижущегося» и по видимости «естественного» процесса качественных трансформаций, а эстетического как универсального, чувственно-эмоционального по форме и духовно-ценностного по содержанию отношения, анализируются метаморфозы эстетического (с акцентом на эстетическом наших дней) в основных системных аспектах культуры. Выделяются и кратко раскрываются: генетические (порождающие) метаморфозы (превращенные формы культуры); онтологические метаморфозы (метаморфозы способов и хронотопов существования); структурные метаморфозы (метаморфозы отношений, порядков, целостностей); функциональные метаморфозы (метаморфозы деятельностей и деятельностных эффектов, их предметных и смысловых результатов); феноменальные («фенотипические») метаморфозы (метаморфозы качественного состояния, включая облик, чувственную данность (форму и фактуру), предметное и смысловое содержание конкретных культурных объектов). Интегрирующим способом видения все этих типов метаморфоз выступает метафорический концепт протеизма, репрезентирующий тотальную системную распространенность, многообразие и бесконечную изменяемость содержаний и форм выражения, существования и функционирования эстетического в современной социокультуре.
Cписок литературы:
  • 1. Баyман З. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. СПб. : Питер, 2008. 240 с.
  • 2. Барт Р. Воображение знака // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика : пер. с фр. М. : Прогресс, 1989. С. 246–252.
  • 3. Бахтин М. М. Из записей 1970–1971 годов // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. С. 336–360.
  • 4. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. С. 361–373.
  • 5. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / пер. с фр. Н. В. Суслова. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000. 96 с.
  • 6. Болтански Л., Кьяпеллo Э. Новый дух капитализма / пер. с фр. под общ. ред. С. Фокина. М. : Новое книжное обозрение, 2011. 976 с.
  • 7. Бродский И. А. Лица необщим выраженьем : Нобелевская лекция // Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского : в 7 т. Т. 6. СПб. : Пушкинский фонд, 2003. С. 44–54.
  • 8. Вайбель П. 10++Программных текстов для возможных миров / пер. с нем. О. Никифорова, Б. Скуратова. М. : Логос, 2011. 304 с.
  • 9. Гейне Г. Английские фрагменты. Гл. II : Лондон // Гейне Г. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 3 : Путевые картины. М. : Худож. лит., 1982. С. 367–372.
  • 10. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М. : Гл. редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1987. 218 с. («Иследования по фольклору и мифологии Востока»).
  • 11. Закс Л. А. К познанию специфики современного искусства: культуроцентристская парадигма художественного сознания // Художественная специфика и социальный потенциал современного искусства : сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. Л. А. Закс, Т. А. Круглова. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2017. С. 43–103.
  • 12. Закс Л. А. Об особенностях современной социально-гуманитарной картины мира и некоторых ее следствиях: против радикального эмпиризма // Известия Уральского федерального университета. Серия 3 : Общественные науки. 2015. № 3 (143). С. 88–101.
  • 13. Закс Л. А. Современная эволюция/революция культуры и формирование культуроцентристской парадигмы сознания (на примере философии и социогуманитарных наук) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3 : Общественные науки. 2018. Т. 13, № 4 (182). С. 40–53.
  • 14. Закс Л. А. Современная эволюция/революция культуры и формирование культуроцентристской парадигмы сознания (на примере философии и социогуманитарных наук) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3: Общественные науки. 2019. Т. 14, № 1 (185). С. 154–166.
  • 15. Закс Л. А. Эстетическое наших дней: новая феноменология // Koinon. 2021. Т. 2, № 3. С. 44–66. DOI 1 0.15826/koinon.2021.02.3.027.
  • 16. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? М. : Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2014. 128 с.
  • 17. Киттлер Ф. Оптические медиа : Берлинские лекции 1999 года / пер. с нем. О. Никифорова, Б. Скуратова. М. : Логос, 2009. 272 с.
  • 18. Крэри Дж. Техники наблюдателя / пер. с англ. Д. Потемкина. М. : V-A-C-press, 2014. 256 с.
  • 19. Леви-Стросс К. Структурная антропология / пер. с фр. под ред. и с примеч. Вяч. Вс. Иванова. М. : Наука, 1985. 399 с. (Этнографическая библиотека).
  • 20. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М. : Языки русской культуры, 1996. 464 с.
  • 21. Мамардашвили М. К. Превращенные формы: О необходимости иррациональных выражений // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М. : Прогресс, 1990. С. 315–328.
  • 22. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке. М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. 224 с.
  • 23. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. Изд. 2-е. Т. 42. М. : Изд-во политической литературы, 1974. С. 41–174.
  • 24. Между автономией и протеизмом: формы/способы социокультурного бытия и границы современного искусства : монография / Л. А. Закс, Т. А. Круглова, И. В. Кондаков, В. В. Абашев, Н. В. Барковская, А. А. Суворова, П. Б. Богданова, М. П. Абашева, В. Г. Богомяков, М. Г. Чистякова, Л. М. Немченко ; науч. ред. Л. А. Закс, Т. А. Круглова. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. 330 с.
  • 25. Мунари Б. Фантазия: изобретение, креатив и воображение в зрительных коммуникациях / пер. с ит. Т. Стамовой. М. : Изд. Д. Аронов, 2014. 216 с.
  • 26. Падмор К. Выразительная плоть: косметическая хирургия, физиогномика и стирание визуальных различий // Массовая культура: современные западные исследования: сб. ст. / пер. с англ. ; отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой ; послесл. В. А. Подороги. М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. С. 97–113.
  • 27. Пушкин А. С. Мысли о литературе. М. : Современник, 1988. 640 с.
  • 28. Сальникова Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу ХХI века : монография. М. : Прогресс-Традиция, 2012. 576 с., ил.
  • 29. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия / пер. с фр. М. Бекетовой. СПб. : Наука, 2001. 319 с.
  • 30. Суворов Н. Н. Воображаемое как феномен культуры. СПб. : СПбГИК, 2018. 300 с.
  • 31. Харман Г. Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего» / пер. с англ. М. Фетисова М. : Ад Маргинем Пресс, 2021. 272 с.
  • 32. Эпштейн М. Н. Протеизм // Эпштейн М. Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М. : Новое литературное обозрение, 2017. С. 249–251.
Лицензия: