Эстетическое как поле и объект культурных метаморфоз
Закс Лев АбрамовичГод: 2024
УДК: 130.2:7.01
Страницы: 167–177
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: культура, эстетическое, метаморфозы, природные и социокультурные основания метаморфоз эстетического, основные типы метаморфоз эстетического, протеизм современного эстетического
Аннотация
Статья посвящена мало разработанной в эстетике проблеме социокультурной реальности эстетического как поля и результата/объекта метаморфоз. Статья носит эстетико-культурологический характер: она соединяет культурологическое видение метаморфоз как общекультурного явления – особого типа культурных изменений, трансформаций, развития феноменов культуры в ряде важнейших аспектов ее системности – с учетом специфики метаморфоз эстетического отношения (освоения мира). Фиксируются онтологические основания культурных метаморфоз: закономерности материи и информации, особенности культуры как способа бытия людей, особенности современной культуры. Исходя из общего понимания метаморфоз как спонтанного, «самодвижущегося» и по видимости «естественного» процесса качественных трансформаций, а эстетического как универсального, чувственно-эмоционального по форме и духовно-ценностного по содержанию отношения, анализируются метаморфозы эстетического (с акцентом на эстетическом наших дней) в основных системных аспектах культуры. Выделяются и кратко раскрываются: генетические (порождающие) метаморфозы (превращенные формы культуры); онтологические метаморфозы (метаморфозы способов и хронотопов существования); структурные метаморфозы (метаморфозы отношений, порядков, целостностей); функциональные метаморфозы (метаморфозы деятельностей и деятельностных эффектов, их предметных и смысловых результатов); феноменальные («фенотипические») метаморфозы (метаморфозы качественного состояния, включая облик, чувственную данность (форму и фактуру),
предметное и смысловое содержание конкретных культурных объектов). Интегрирующим
способом видения все этих типов метаморфоз выступает метафорический концепт протеизма, репрезентирующий тотальную системную распространенность, многообразие и
бесконечную изменяемость содержаний и форм выражения, существования и функционирования эстетического в современной социокультуре.