Советское экспериментальное искусство: двойничество как репрезентация принципа бинарных оппозиций
Великодняя Екатерина Максимовна – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)Год: 2024
Журнал: Вестник ГУ 2024 № 3
УДК: 7.067(47+57)
Страницы: 148–158
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: бинарные оппозиции, двойничество, второй авангард, нонконформисты, советская неофициальная художественная культура
Аннотация
Cписок литературы:В статье рассматривается двойничество как основание для выделения различных фракций экспериментального искусства, оппозиционно настроенного по отношению к официальной советской послевоенной культуре. Концепт двойничества предлагается в качестве комплементарного к принципу бинарных оппозиций при сохранении бинарной модели организации культурного опыта. Бинарная оппозиция как модель двойничества предстает в качестве тернарной структуры, где промежуточный элемент между крайними, полярными членами является медиатором, задающим контекст их отношений. Двойничество как термин, разработанный в литературоведении, пригодно как для рассмотрения взаимодействия групп экспериментального искусства с советской культурой, выступающей в роли медиатора, так и для исследования отношений различных художественных направлений между собой. В этой связи в работе уделяется внимание анализу трех групп неофициального советского искусства, а именно – «Второго авангарда», нонконформистского искусства и группы «Новых художников». Их репрезентация осуществляется через сопоставление каждой группы с определенным видом двойника. Так, первая пара, которой уделяется внимание, – «Первый авангард» и «Второй авангард», транслирует архетип карнавальной пары. Пара «авангард» – «нонконформизм» воплощает собой тип двойников-антагонистов. Последней группой, к анализу которой обращается автор, является объединение, представляющее ленинградский андеграунд, – «Новые художники». В оппозиции к нонконформизму они репрезентируют собой близнечную пару двойников, так называемый «русский тип».
- 1. А – Я. Журнал неофициального русского искусства. 1979–1986. Репринтное издание / под ред. И. Шелковского, А. Обуховой. М. : АртХроника, 2004. 472 с.
- 2. Агранович С. З., Саморукова И. В. Двойничество. Самара : Самарский университет, 2001. 132 с.
- 3. Андреева Е. Ю. Угол Несоответствия. Школы нонконформизма. Москва – Ленинград 1946–1991. 2-е изд. М. : Искусство – XXI век, 2023. 464 с.
- 4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. : Художественная литература, 1990. 541 с.
- 5. Искусство под бульдозером (Синяя книга) / сост. А. Глезер. Лондон : Париж : Overseas Publications Interchange, [1976]. 163 с.
- 6. Грачёва С. М. Экспериментальное искусство регионов России «второй волны» авангарда // Искусство Евразии : электронный журнал. 2022. № 3 (26). С. 106–119. DOI 10.46748/ARTEURAS.2022.03.009.
- 7. Гробман М. Второй русский авангард // Зеркало. 2007. № 29-30. URL: https://magazines.gorky.media/zerkalo/2007/29/vtoroj-russkij-avangard.html (дата обращения: 10.11.2023).
- 8. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата» // АРТГИД : сетевое издание. 2017. 16 марта. URL: https://artguide.com/posts/1212 (дата обращения: 10.11.2023).
- 9. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 1994. 136 с. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4).
- 10. Неизвестный Э. Катакомбная культура и власть // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 3–28. URL: https://djvu.online/file/Ff5895ODXm0I0 (дата обращения: 11.11.2023).
- 11. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ / отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. 205 с.
- 12. Пацюков В. Симметрия в пространстве ушедшего века: первый и второй русский авангард // Moscow Art Magazine : художественный журнал. 2000. № 32. URL: https://mam.garagemca.org/issue/82/article/1792 (дата обращения: 10.11.2023).
- 13. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М. : Лабиринт, 1997. 445 с.
- 14. Хлобыстин А. Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб. : Борей Арт, 2017. 504 с.
- 15. Энафф М. Клод Леви-Строс и структурная антропология / пер. с фр. О. В. Кустовой ; под науч. ред. А. М. Положенцева. СПб. : Гуманитарная академия, 2010. 558 с.
