Советское экспериментальное искусство: двойничество как репрезентация принципа бинарных оппозиций

Великодняя Екатерина Максимовна
Год: 2024
УДК: 7.067(47+57)
Страницы: 148–158
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: бинарные оппозиции, двойничество, второй авангард, нонконформисты, советская неофициальная художественная культура
Аннотация
В статье рассматривается двойничество как основание для выделения различных фракций экспериментального искусства, оппозиционно настроенного по отношению к официальной советской послевоенной культуре. Концепт двойничества предлагается в качестве комплементарного к принципу бинарных оппозиций при сохранении бинарной модели организации культурного опыта. Бинарная оппозиция как модель двойничества предстает в качестве тернарной структуры, где промежуточный элемент между крайними, полярными членами является медиатором, задающим контекст их отношений. Двойничество как термин, разработанный в литературоведении, пригодно как для рассмотрения взаимодействия групп экспериментального искусства с советской культурой, выступающей в роли медиатора, так и для исследования отношений различных художественных направлений между собой. В этой связи в работе уделяется внимание анализу трех групп неофициального советского искусства, а именно – «Второго авангарда», нонконформистского искусства и группы «Новых художников». Их репрезентация осуществляется через сопоставление каждой группы с определенным видом двойника. Так, первая пара, которой уделяется внимание, – «Первый авангард» и «Второй авангард», транслирует архетип карнавальной пары. Пара «авангард» – «нонконформизм» воплощает собой тип двойников-антагонистов. Последней группой, к анализу которой обращается автор, является объединение, представляющее ленинградский андеграунд, – «Новые художники». В оппозиции к нонконформизму они репрезентируют собой близнечную пару двойников, так называемый «русский тип».
Лицензия: