О проблеме негативного эстетического опыта у Т. Адорно
Алипов Всеволод Вячеславович – ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А. М. Горького» (Москва, Россия)Год: 2024
Журнал: Вестник ГУ 2024 № 4
УДК: 7.01(430)
Страницы: 129–137
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: Теодор Адорно, эстетический опыт, модерн, модернистское искусство, констеллятивное мышление, отчуждение, негация, Арнольд Шёнберг
Аннотация
Cписок литературы:В статье предпринята попытка представить концепцию негативного эстетического опыта Т. Адорно, которая является закономерным следствием развития его теории негативной диалектики. В этой концепции диалектически объединяется социальная сущность человека с его врожденной способностью к негации, что позволяет лучше понять как противоречивый характер модернистской музыки, так и искусства в целом. В качестве методологической базы используется концепция эстетического опыта А. Е. Радеева как процесса, состоящего из трех последовательных компонентов: эстетического отношения, эстетического события и эстетического эффекта. Автор исследует констеллятивный тип мышления в представлении Адорно, который предполагает равноудаленность всех объектов познания от субъекта. Каждый следующий элемент не выводится из предыдущего, что разрывает непрерывность логического построения. В статье также раскрывается противоречивый характер искусства, которое, с одной стороны, является продуктом общественных отношений, а с другой – воплощает в себе социальную отчужденность. Адорно полагает, что на первый взгляд спокойные и уравновешенные художественные образы представляют собой взрывы борющихся внутри них сил. Их антиномии отражают непримиримые противоречия нашего мира. В заключение на основе указанной методологии выводится концепция негативного эстетического опыта Адорно, которую также можно представить в виде
трех последовательных компонентов. Данная концепция подходит для анализа любого произведения искусства, автор которого отказывается от следования общественным нормам и
запросам.
- 1. Адорно Т. В. Введение в социологию музыки / пер. с нем. А. В. Михайлова // Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки / coст.: С. Я. Левит, С. Ю. Хурумов ; пер.: М. И. Левина, А. В. Михайлов. 2-е изд. М. : РОССПЭН, 2008. С. 7–190.
- 2. Адорно Т. В. Негативная диалектика / пер. с нем. Е. Л. Петренко. М. : Научный мир, 2003. 374 с.
- 3. Адорно Т. В. Философия новой музыки / пер. с нем. Б. М. Скуратова. М. : Логос : XXI век, 2001. 352 с.
- 4. Адорно Т. В. Эссе как форма / пер. с нем. О. В. Кильдюшова и И. А. Михайлова // Своеволие философии : собрание философских эссе / сост. и отв. ред. О. П. Зубец. М. : Изд. дом ЯСК, 2019. С. 65–85.
- 5. Адорно Т. В. Эстетическая теория / пер. с нем. А. В. Дранова. М. : Республика, 2001. 527 с.
- 6. Ландгребе Л. Что такое эстетический опыт? / пер. с нем. С. А. Завадского // Современная западноевропейская и американская эстетика : сборник переводов / под общ. ред. Е. Г. Яковлева. М. : Книжный дом «Университет», 2002. С. 206–223.
- 7. Михайлов А. В. Концепция произведения искусства у Теодора В. Адорно // Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки / coст.: С. Я. Левит, С. Ю. Хурумов ; пер.: М. И. Левина, А. В. Михайлов. 2-е изд. М. : РОССПЭН, 2008. С. 290–370.
- 8. Пылаев М. Е. Музыкально-социологическая концепция Т. Адорно: опыт характеристики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19797 (дата обращения: 12.04.2024).
- 9. Радеев А. Е. История понимания эстетического опыта: основные подходы // Научное мнение. 2016. № 15. С. 46–52.
- 10. Радеев А. Е. Проблема строения эстетического опыта: исторический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2016. № 7 (69) : в 2 ч. Ч. 2. С. 152–156.
- 11. Радеев А. Е. Проблема строения эстетического опыта: теоретический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2016. № 8 (70). С. 177–181.
- 12. Радеев А. Е. Эстетический опыт как проблема // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2016. № 7 (69) : в 2 ч. Ч. 1. С. 129–132.
- 13. Сергеев К. А., Слинин Я. А. «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания // Гегель Г. В. Ф. Система наук. Часть 1. Феноменология духа / пер. Г. Шпета. СПб. : Наука, 1999. С. 5–40.
- 14. Соловьева Г. Г. Негативная диалектика (Два образа критической теории Т. В. Адорно). Алма-Ата : Гылым, 1990. 192 с.
- 15. Соловьева Г. Г. Теодор Адорно и его «Эстетическая теория»: современный взгляд // Историко-философский ежегодник-2010 / отв. ред. Н. В. Мотрошилова. СПб. ; М. : Центр гуманитарных инициатив, 2011. Т. 25. С. 145–170.
- 16. Шустерман Р. Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства / пер. с англ. М. Кукарцевой, Н. Соколовой, В. Волкова. М. : Канон+, 2012. 408 с.
- 17. Adorno T. W. Kritik des Musikanten // Adorno T. W. Dissonanzen. Musik in der verwalteten Welt. Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 1991. P. 62–101.
- 18. Benjamin W. Über einige Motive bei Baudelaire // Studies in Philosophy and Social Science. 1939. Vol. 8. P. 50–91. DOI 10.5840/ZFS193981/22.
- 19. Dewey J. Art as Experience. New-York : Wideview/Perigee Books, 1980. 445 p.
- 20. Foster R. Adorno: The Recovery of Experience. Albany : State University of New York Press, 2007. 248 p.
- 21. Hohendahl P. U. The Fleeting Promise of Art: Adorno’s Aesthetic Theory Revisited. Ithaca, New-York : Cornell University Press, 2013. 200 p.
- 22. Miller T. Modernism and the Frankfurt School. Edinburgh : Edinburgh University Press, 2014. 179 p.
- 23. Zuidervaart L. Adorno’s Aesthetic Theory: The Redemption of Illusion. Cambridge : MIT Press, 1991. 388 p.
