О проблеме негативного эстетического опыта у Т. Адорно

Алипов Всеволод Вячеславович
Год: 2024
УДК: 7.01(430)
Страницы: 129–137
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: Теодор Адорно, эстетический опыт, модерн, модернистское искусство, констеллятивное мышление, отчуждение, негация, Арнольд Шёнберг
Аннотация
В статье предпринята попытка представить концепцию негативного эстетического опыта Т. Адорно, которая является закономерным следствием развития его теории негативной диалектики. В этой концепции диалектически объединяется социальная сущность человека с его врожденной способностью к негации, что позволяет лучше понять как противоречивый характер модернистской музыки, так и искусства в целом. В качестве методологической базы используется концепция эстетического опыта А. Е. Радеева как процесса, состоящего из трех последовательных компонентов: эстетического отношения, эстетического события и эстетического эффекта. Автор исследует констеллятивный тип мышления в представлении Адорно, который предполагает равноудаленность всех объектов познания от субъекта. Каждый следующий элемент не выводится из предыдущего, что разрывает непрерывность логического построения. В статье также раскрывается противоречивый характер искусства, которое, с одной стороны, является продуктом общественных отношений, а с другой – воплощает в себе социальную отчужденность. Адорно полагает, что на первый взгляд спокойные и уравновешенные художественные образы представляют собой взрывы борющихся внутри них сил. Их антиномии отражают непримиримые противоречия нашего мира. В заключение на основе указанной методологии выводится концепция негативного эстетического опыта Адорно, которую также можно представить в виде трех последовательных компонентов. Данная концепция подходит для анализа любого произведения искусства, автор которого отказывается от следования общественным нормам и запросам.
Лицензия: