Обретая себя: философия творчества Виталия Воловича

Субботина Наталия Михайловна – Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского (Екатеринбург, Россия)
Год: 2024
УДК: 7.01:75.01
Страницы: 149–160
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: Виталий Михайлович Волович, воспоминания, искусство, творчество, самосознание, индивидуальность художника, графика, книжная иллюстрация
Аннотация
Предмет статьи – рассмотрение вопросов художественного творчества по материалам автобиографических рукописей, воспоминаний, размышлений народного художника России Виталия Михайловича Воловича (1928–2018), включенных в его книгу «Мастерская (Записки художника)». На примере анализа записей В. Воловича затрагиваются такие проблемы эстетической науки, как соотношение языка искусства и индивидуальности художника, специфики графики и книжной иллюстрации. В центре рассуждений – особенности творческого процесса, «мученичество творчества»: напряжение внутренней жизни художника, его стремление прикоснуться к необъяснимому, выйти за пределы «школы», создать свой собственный стиль, свою «картину мира». Много раз В. Волович задается вопросом: зачем? Для кого предназначены эти размышления? И хотя сам художник отвечает: более всего – для себя, как возможность найти смыслы в творчестве, осознать и в конечном счете обрести самого себя, это важно не только для автора «Записок», но и для всех, интересующихся проблемами эстетики и искусства. На анализ самосознания художника, его «вглядывания», «вслушивания» в таинственную глубину своего творческого Я и направлена данная статья.
Cписок литературы:
  • 1. Волович В. М. Мастерская: записки художника. 2-е изд. Екатеринбург : Автограф, 2017. 608 с.
  • 2. Гаспаров М. Л. Записи и выписки. 3-е изд. М. : Новое литературное обозрение, 2012. 388 с.
  • 3. Коломиец Г. Г. Эстетика как философская наука: переосмысливая идеи А. Г. Баумгартена // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 4. С. 61–69. DOI 10.25198/2077-7175-2020-4-61.
  • 4. Кондратьев Е. А. Эстетико-герменевтические исследования в контексте современной философии // Эстетика и герменевтика. Сборник к 60-летию кафедры эстетики МГУ : сборник статей / отв. ред. Е. А. Кондратьев. М. : МАКС Пресс, 2022. С. 11–13.
  • 5. Кривцун О. А. «Художник видит мир и то, что недостает миру, чтобы стать картиной» // Пластическое мышление в живописи, архитектуре, кино и фотографии / отв. ред. О. А. Кривцун. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2019. С. 11–36.
  • 6. Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. Ленинград : Советский писатель, 1989. 608 с.
  • 7. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М. : Прогресс : Гнозис, 1992. 272 с.
  • 8. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М. : Московская школа политических исследований, 2020. 416 с.
  • 9. Метаморфозы творческого Я художника : монография / [О. А. Кривцун и др.]; отв. ред. О. А. Кривцун. М. : Памятники исторической мысли, 2005. 376 с.
  • 10. Миронов В. В. Метафизика не умирает : избранные статьи, выступления и интервью. М. : РГ-Прогресс, 2020. 488 с.
  • 11. Пластическое мышление в живописи, архитектуре, кино и фотографии / отв. ред. О. А. Кривцун. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2019. 352 с.
  • 12. Платонов А. Счастливая Москва : роман / публ. М. А. Платоновой ; подгот. текста и коммент. Н. В. Корниенко ; послесл. С. Залыгина // Новый мир. 1991. № 9. С. 9–76.
  • 13. Рунин Б. Магия откровенности // Новый мир. 1983. № 1. С. 259–262.
  • 14. Тахо-Годи Е. А. А. Ф. Лосев и Ю. И. Айхенвальд: к истории биографических и эстетических схождений // Вопросы философии. 2020. № 9. С. 150–165. DOI 10.21146/0042-8744-2020-9-150-165.
  • 15. Узелки времени: эпоха Андрея Волконского : воспоминания, письма, исследования. СПб. : Jaromir Hladik press, 2022. 864 с.
  • 16. Шкловский В. Б. Энергия заблуждения: книга о сюжете. М. : Советский писатель, 1981. 351 с.
  • 17. Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты // Шпет Г. Г. Сочинения. М. : Правда, 1989. С. 345–482.
Лицензия: