Абу Хамид Газали как философ, теолог, социальный мыслитель. К вопросу о соотношении философии и практики в плане воздействия на общество
Сайфиллаева Дилфуза КахрамановнаГод: 2025
УДК: 1(091)
Страницы: 118–124
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: философия ислама, суфизм, мусульманская теология, отношения религии и философии, Абу Хамид Газали
Аннотация
В статье исследуется своеобразие интеллектуального наследия мусульманского философа, теолога и культурного деятеля Абу Хамида Газали (XI–XII вв.). Актуальность исследования наследия Газали обусловлена возросшим, начиная с конца XIX века, интересом к творчеству Абу Хамида Газали, о чем свидетельствуют труды на русском, немецком, французском и арабском языках. Рассмотрена проблема соотношения философии и теологии в учении мусульманского мыслителя. Отмечена критическая установка философа на многообразие как интеллектуального наследия ислама, так и западной философии. Характерной чертой мировоззрения Газали является стремление связать науку, логику, гносеологию и религиозные доктрины, осуществляя синтез на основе доминирования ислама в его изначальном (возрожденном в своих истоках) виде. Философия, наука и логика трактуются Газали как продуктивный инструмент в деле укрепления ислама и мусульманского общества. Базой его философско-религиозной системы является суфийская
теория, лежащая в основе и его преподавательской деятельности. Другой важной особенностью творчества Газали является его просветительская, педагогическая деятельность, направленная на реализацию важной с точки зрения общественного блага цели: интеграцию мусульманского общества на началах обновленного ислама, борьбу с разделяющими общество антагонистическими религиозными движениями. В своей интеллектуальной деятельности Газали разрабатывает целый ряд важных идей, обосновывающих диалог между философией, наукой, теологией и социальной практикой.