«Пытливые вопросы» Максима Грека об ответственности человека

Ионайтис Ольга Борисовна – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)
Год: 2025
УДК: 141.319.8
Страницы: 132–143
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: русская средневековая антропология, Максим Грек, антроподицея, этика, византийский неоплатонизм, нестяжательство
Аннотация
В статье рассматривается на примере сочинений Максима Грека, одного из оригинальных и интересных мыслителей Средневековья, характерный для русской антропологии взгляд на человека, на понимание им смысла своего бытия. Опираясь на уже сложившуюся традицию, Максим Грек вносит и свое понимание целей и задач, стоящих в земной жизни перед человеком. Жизнь человека, по мнению Максима Грека, должна быть направлена на восстановление единства души, ума и воли, но возможно это только при условии осознания своего бессмертия и необходимости осмысленного проживания земной жизни, что невозможно без принятия ответственности за свою жизнь. Максим Грек утверждает, что только сам человек способен направить свою жизнь к Богу, понять и реализовать величие своих целей. Главным отправным пунктом по пути совершенствования человека является сосредоточенность на познании, в первую очередь – себя. Максим Грек утверждает, что Бог дал человеку разум для познания души, для разумного преобразования и совершенствования себя. Познание имеет целью направление человека к действию, к активному созиданию себя как личности. Максим Грек много внимания уделяет роли сердца в жизни человека, говоря о том, что именно сердце направляет свободу человека к благу. Но сердце человека только тогда будет действовать, когда ум даст четкое определение добра и зла. Изучая сочинения Максима Грека, мы можем утверждать, что он во многом опережает время, в котором жил и работал, Средневековье в целом, говоря о том, что че ловек, взяв на себя ответственность за себя, должен привести к единству душу, ум и волю свои, познать истину и жить по принципам истины. Это и есть та гармония, ради которой был создан человек. Ответственность за свою жизнь и есть тот фактор, который формирует личность человека.
Cписок литературы:
  • 1. Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека : неизданные тексты / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л. : Наука, 1984. 277 с.
  • 2. Громов М. Н. Максим Грек. М. : Мысль, 1983. 199 с.
  • 3. Журова Л. И. Преподобный Максим Грек. 500 лет в России // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2018. № 4 (24). С. 13–18.
  • 4. Ионайтис О. Б. История русской философии. Русская средневековая философия : учеб. пособие. М. : Юрайт, 2016. 272 с.
  • 5. Ионайтис О. Б. Неоплатонизм в русской средневековой философии. СПб. : Алетейя, 2018. 252 с.
  • 6. Лузганова Н. Н. Максим Грек: писатель, богослов, переводчик, филолог, святой // Исследования молодых ученых : материалы LXXI Международной научной конференции (г. Казань, 20–23 декабря 2023 года) / под ред. И. Г. Ахметова и др. Казань : Молодой ученый, 2023. С. 31–40.
  • 7. Максим Грек, преподобный. Духовно-нравственные слова. [Сергиев Посад] : Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. 408 с.
  • 8. Максим Грек, преподобный. Житие. Беседа о страстях и против астрологов. Канон Пресвятому Духу Параклиту. [Сергиев Посад] : Изд. отдел Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 96 с.
  • 9. Синицына Н. Максим Грек. М. : Молодая гвардия, 2008. 236 с.
  • 10. Сочинения преподобнаго Максима Грека в русском переводе. Догматико-полемические сочинения. [Сергиев Посад] : Св.-Троицкая Сергиева лавра, собственная тип., 1910. 334 с.
  • 11. Троицкий патерик, или Сказание о Святых угодниках Божьих, под благодатным водительством преподобного Сергия в Троицкой и других обителях подвигом просиявших. [Сергиев Посад] : Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. 368 с.
  • 12. Флоровский Г. Пути русского богословия / с предисл. прот. И. Мейендорфа и указ. имен. Киев : Христиан.-благотвор. ассоц. «Путь к истине», 1991. 600 с.
Лицензия: