Конструирование национальной идентичности в социальных сетях через обращение к актуальным практикам постфолка

Полякова Анна Сергеевна
Год: 2025
УДК: 130.2:793.3
Страницы: 144–155
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: традиция, социальные сети, национальная идентичность, актуальные практики, постфолк
Аннотация
Многие исследователи характеризуют современную эпоху как время противоречивое, техногенное и стремительное, где общество проявляет мобильность, мультикультуральность, подвижность, неустойчивость, разрозненность. Б. Уэллман определял этот период как «“тройную революцию”: социальных сетей, интернета и мобильных коммуникаций». Для современного человека социальные сети стали своеобразной «второй природой» (Ф. В. Шеллинг), где через формирование новых культурных практик повседневности и стремительно возникающие новые коммуникационные связи конструируются его новая матрица бытия и идентичность (локальная, социальная, профессиональная, национальная и другие). Посвящая все большее время пребыванию в них, человек устанавливает иного рода взаимоотношения с этой средой, что моментально трансформирует саму структуру этого взаимодействия, внося сущностные изменения в повседневный мир человека и его самоидентификацию. Новое уникальное пространство становится новым местом бытования человека, который все больше нуждается в прочных основаниях, стабильности, смыслообразующих установках в этих быстроменяющихся реалиях. Опору, поддержку, в том числе, ему может дать фольклор, с его витальностью, преемственностью, возможностью освоения национальной традиции, коллективностью, обретающий в социальных сетях новые формы представленности. В настоящей статье осмыслен опыт репрезентации традиционной культуры и обращения к актуальным практикам постфолка в социальных сетях на примере творческой деятельности и художественных коллабораций ансамбля «Толóка», где конструирование национальной идентичности подписчиков сообщества становится основополагающим способом установления связи поколений, востребованности и «оживления» фольклорного знания.
Лицензия: