Перспективы развития института правового мониторинга в странах СНГ
Блещик Александр Владимирович – Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева (Екатеринбург, Россия), Нечкин Андрей Вадимович – Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева (Екатеринбург, Россия), Руденко Валентина Викторовна – Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева (Екатеринбург, Россия).Год: 2025
Журнал: Вестник ГУ 2025 № 4
УДК: 340.13
Страницы: 64–73
Язык: русский
Раздел: Юриспруденция
Ключевые слова: правовой мониторинг, мониторинг правоприменения, мониторинг законодательства, методика мониторинга, Содружество Независимых Государств, институциональная основа мониторинга, эффективность права
Аннотация
Cписок литературы:В рамках статьи проведено сравнительно-правовое исследование законодательства государств СНГ по следующим критериям: способу нормативного закрепления мониторинга, его роли в системе правового регулирования, осуществляемым видам правового мониторинга, интенсивности развития законодательства в сфере мониторинга, институционализации мониторинга, порядку проведения мониторинга. По итогам проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что в национальных правовых системах стран СНГ обнаруживается общая проблема – терминологическая неопределенность в сфере правового мониторинга. Правопорядки государств из числа стран СНГ по-разному рассматривают функцию правового мониторинга: где-то он рассматривается в контексте механизмов стратегического планирования, где-то определяется как элемент нормотворческого процесса, а где-то понимается в качестве способа повышения эффективности законодательства. Общей тенденцией в развитии института правового мониторинга в странах СНГ следует считать институционализацию мониторинга. Некоторые государства из числа стран СНГ реализуют централизованную модель организации правового мониторинга, ключевым элементом которой выступает специализированное учреждение, осуществляющее информационную, методическую и организационную поддержку деятельности в сфере правовой экспертизы и правового мониторинга. По мнению авторов, такая модель могла бы применяться и в России, где функции в сфере организационного обеспечения правового мониторинга могли бы быть возложены на Научный центр правовой информации при
Министерстве юстиции Российской Федерации. Авторы также особо подчеркивают, что
правовой мониторинг мог бы выступать в роли интегрирующей практики на пространстве
СНГ.
- 1. Алдашев С. Б. Модернизация процесса правотворчества в Кыргызской Республике // Политика, государство и право. 2013. № 10. URL: https://politika.snauka.ru/2013/10/1004 (дата обращения: 19.06.2025).
- 2. Блещик А. В., Руденко В. В. Правовой мониторинг в субъектах Российской Федерации: особенности регламентации // Российское право: образование, практика, наука. 2024. № 2. С. 4–12. DOI 10.34076/2410-2709-2024-140-2-4-12. EDN ASCEBA.
- 3. Желдыбина Т. А. Правовой мониторинг: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта // Российская юстиция. 2020. № 1. С. 2–5. EDN RFXBKE.
- 4. Карыпов Б. К. Информатизация и цифровизация правотворческой деятельности в Киргизской Республике // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6, № 8. С. 210–215.
- 5. Пузиков Р. В., Абишев Б. С. Некоторые вопросы цифровизации местного нормотворчества в Республике Казахстан // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10 (226). С. 106–109. DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_106. EDN LSZKEQ.
- 6. Руденко В. В. Проблемы методического обеспечения мониторинга правоприменения в России // Мониторинг правоприменения. 2025. № 1 (54). С. 24–28. DOI 10.24412/2226-0692-2025-1-24-30.
- 7. Сафарова Т. С. Некоторые аспекты нового законодательства Республики Казахстан о правовом мониторинге // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2016. № 2 (43). С. 79–82.
- 8. Сотиволдиев Р. Ш. Информатизация правотворчества посредством правового регулирования нормативных правовых актов: опыт стран СНГ // Ҳаёти ҳуқуқӣ = Правовая жизнь. 2020. № 1 (29). С. 7–15.
- 9. Тлембаева Ж. У., Калиева А. У. Роль правового мониторинга в правовой системе Казахстана // Юрист : сайт. 18.07.2018. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31730518&pos=5;-108#pos=5;-108 (дата обращения: 12.06.2025).
- 10. Черногор Н. Н., Залоило М. В. Правовой мониторинг: инструментальная ценность и векторы развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Юриспруденция. 2018. № 3. С. 8–21. DOI 10.18384/2310-6794-2018-3-8-21. EDN YMZWZF.
- 11. АИС «Нормотворчество» заработает в Беларуси с 1 июля (12.06.2025) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2025/june/89082/ (дата обращения: 19.06.2025).
- 12. Закон Кыргызской Республики от 20.07.2009 № 241 «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» // Гражданская платформа : общественный фонд. URL: https://platforma.kg/wp-content/uploads/2016/05/O-normativnyh-pravovyh-aktah-Kyrgyzskoj-Respubliki.pdf (дата обращения: 01.06.25).
- 13. Закон Республики Беларусь от 17.06.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» // Эталон-онлайн : информационно-поисковая система. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=h11800130&ysclid=mb7mnmc5m8143068136 (дата обращения: 06.06.25).
- 14. Закон Республики Казахстан от 06.04.2016 № 480-V «О правовых актах» // Юрист : сайт. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37312788 (дата обращения: 09.06.2025).
- 15. Закон Туркменистана от 26.08.2017 № 589-V «О правовых актах» // Туркменистан Золотой век : сайт. URL: https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/29564/zakon-turkmenistana-%3Cbr%3Eo-pravovykh-aktakh (дата обращения: 19.06.25).
- 16. Методика // Толковый словарь Ушакова. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/859474 (дата обращения: 12.06.2025).
- 17. Методика // Философская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8661/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%9A%D0%90 (дата обращения: 12.06.2025).
- 18. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» // Рос. газ. 2011. 24 мая.
- 19. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности исполнения актов законодательства на основе современных механизмов правового мониторинга» // Lex.UZ online : сайт. URL: https://lex.uz/ru/docs/4577555#4579529 (дата обращения: 12.06.2025).
- 20. Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.11.2019 № ПП-4505 «О мерах по повышению эффективности исполнения актов законодательства на основе современных механизмов правового мониторинга» // Lex.UZ online : сайт. URL: https://lex.uz/ru/docs/4577555 (дата обращения: 26.05.25).
- 21. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 30.01.2019 № 65 «О порядке проведения правового мониторинга» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21900065 (дата обращения: 21.06.2025).
- 22. Указ Президента Республики Узбекистан от 16 августа 2024 года № УП-111 «О мерах по обеспечению стабильности, повышению качества и эффективности правового регулирования общественных отношений» // Lex.UZ online : сайт. URL: https://lex.uz/ru/docs/7070079?ONDATE=16.08.2024%2000#7073014 (дата обращения: 26.05.25).
- 23. Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // Рос. газ. 2011. 25 мая.
- 24. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21900065 (дата обращения: 12.06.2025).
- 25. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300033069 (дата обращения: 12.06.2025).
