Социально-экономический базис философии
Слепцова Анна Олеговна – Воронежский государственный технический университет (Воронеж, Россия).Год: 2025
Журнал: Вестник ГУ 2025 № 4
УДК: 141
Страницы: 111–119
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: социально-экономический базис, исторический материализм, надстройка, философия, научно-технический прогресс, дегуманизация
Аннотация
Cписок литературы:В статье с позиции исторического материализма рассматривается, как социально-экономический базис определяет направление развития философского знания. Было обнаружено, что философия отражает тенденции социально-экономического развития и реагирует на противоречия, присущие его конкретному этапу. Однако детерминизм этот не следует абсолютизировать, поскольку философия не ограничивается в XX в. только анализом последствий развития экономики. Анализ наиболее значимых работ, затрагивающих специфику функционирования общества в условиях рыночной экономики, свидетельствует о том, что в философской мысли указанного периода обнаруживается обеспокоенность фактом тотального детерминирования человека экономической системой. Авторы единогласны в вопросе основной проблемы общества потребления, видя ее в дегуманизации ценностных ориентиров и распространении культа потребления. Положение К. Маркса о разделении общества на два класса в зависимости от отношения к средствам производства и рассмотрение этого отношения как социального маркера подтвердил Т. Веблен, когда обнаружил ассоциативную связь между моральной деградацией и тяжелым физическим трудом. Было обнаружено, что воззрения О. Шпенглера хотя и противоречат всем социалистическим ценностям и являются апологией хищного капитализма, но по сути подтверждают историчность философии как надстройки, в данном случае надстрой
ки над социально-экономической системой довоенной Германии. Со второй половины
XX века в философии данного направления настороженность, вызываемая экономическим
диктатом, сменяется констатацией невозможности другого варианта развития социума.
С точки зрения исторического материализма подобная оценка философией современной
социально-экономической ситуации свидетельствует о нарастании в ней противоречий
вследствие наделения материальных благ символической ценностью и распространения ее
на смысложизненные ориентиры.
- 1. Батюта Е. А. Философская апология потребителя: от потребительства к компетентности // Вестник Гуманитарного университета. 2013. № 1 (1). С. 149–158. EDN SGIUVB.
- 2. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М. : Республика : Культурная революция, 2006. 269 с.
- 3. Веблен Т. Теория праздного класса / пер. с англ. В. Желнинова. М. : АСТ, 2021. 384 с.
- 4. Кондрашов П. Н. Концепция историчности экзистенциального бытия в философии Карла Маркса // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3 : Общественные науки. 2016. № 1 (149). С. 125–137.
- 5. Маркс К. Капитал : Критика политической экономии : в 3 т. Т. 1. Кн. 1 : Процесс производства капитала / пер. с нем. И. И. Степанова-Скворцова. М. : Гос. изд-во полит. литературы, 1952. 794 с.
- 6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М. : Политиздат, 1988. 574 с.
- 7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : в 50 т. 2-е изд. Т. 37 : Письма Ф. Энгельса к разным лицам. М. : Изд-во полит. литературы, 1965. 600 с.
- 8. Маркузе Г. Одномерный человек / пер. с англ. А. Юдина. М. : REFL- book, 1994. 368 с.
- 9. Полякова Н. Б. Философия и экономика: аспекты взаимоопределения // Вестник Удмуртского университета. Серия : Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 25, № 3. С. 5–9. EDN UNSBQB.
- 10. Поппер К. Нищета историцизма / пер. с англ. С. А. Кудриной. М. : Прогресс : VIA, 1993. 187 с.
- 11. Скибицкий М. М. Философия экономики: становление, структура и современные функции // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета : науч.-практ. журнал. 2012. № 4 (8). С. 8–15.
- 12. Уильямс Р. Базис и надстройка в марксистской теории культуры / пер. с англ. Е. Рапопорт под ред. И. Инишева // Логос. 2012. № 1 (85). С. 136–156.
- 13. Шпенглер О. Человек и техника / пер. с нем. А. М. Руткевича // Культурология. ХХ век : антология / [cост. С. Я. Левит]. М. : Юристъ, 1995. С. 454–495.
- 14. Bourne T. Herbert Marcuse: Grandfather of the New Left // Change. 1979. Vol. 11, no. 6. P. 36–37, 64.
- 15. Campbell C. The Romantic Ethic and the Spirit of Modern Consumerism. Oxford : Blackwell, 1989. 301 p.
- 16. Marcuse H. Heideggerian Marxism / Ed. by R. Wolin, J. Abromeit. Lincoln : University of Nebraska Press, 2005. 228 p.
- 17. Russell B. The Scientific Outlook. London : Allen & Unwin, 1962. 285 p.
- 18. Smart B. Consumer Society: Critical Issues and Environmental Consequences. Los Angeles ; London : SAGE, 2010. 256 p.
