Проблема дискурсивной неопределенности текста Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

Сысолятин Александр Андреевич – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия).
Год: 2025
УДК: 1(091)(430)
Страницы: 136–145
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: Ницше, Заратустра, неопределенность смысла, дискурс, позиция Бога, персонаж
Аннотация
В статье проводится анализ дискурсивных характеристик главного героя произведения Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». Проблематичный статус этого текста, совмещающего в себе художественные и концептуальные элементы, заставляет исследовательскую традицию возвращаться к этой работе Ницше в поисках новых способов интерпретации. Мы концентрируемся на дискурсивном подходе применительно к Заратустре, в рамках которого основными объектами рассмотрения становятся параметры речи и знания центрального ницшевского персонажа. В статье демонстрируется связь между дискурсивной фигурой Бога и фигурой Заратустры. В различных контекстах внутри самого рассматриваемого произведения и также в своих смежных текстах Ницше показывает, что пророческий статус главного героя не может определяться исходя из идеи ожидаемого откровения, т. е. полноты знания. В отличие от божественной позиции, стремящейся установить то или иное смысловое единство, дискурсивная позиция Заратустры требует сохранения неопределенности. Для того чтобы предложить описание такого режима речи, который мог бы выражать неопределенность, но при этом производить некое знание, мы обратились к дискурсивной фигуре смеха в «Так говорил Заратустра». Эта фигура проявляется в тексте именно в тех моментах, когда Заратустра разоблачает какое-то знание либо, что особенно важно, оказывается разоблачен сам. Смех выступает маркером ситуаций, в которых Заратустра как пророк приближается к искомому знанию, но останавливается на самой границе раскрытия смысла. Основываясь на полученном описании дискурсивной позиции главного героя произведения, мы выдвинули предположение, что интерпретация «Так говорил Заратустра» требует истолкования не содержания текста, а прежде всего истолкования его экспериментальной формы.
Cписок литературы:
  • 1. Буллер А., Линченко А. А. Простить? О феномене исторического непрощения и непреклонной памяти // Вопросы философии. 2015. № 11. С. 50–59. EDN UZEXRZ.
  • 2. Головашина О. В. Темпоральность в исследованиях социального: конструирование времени и временем // Философия и общество. 2016. № 3 (80). С. 42–56. EDN WNIBXR.
  • 3. Григорий Богослов. Творения : в 2 т. Т. 1 : Слова. М. : Сибирская благозвонница, 2007. 895 с.
  • 4. Деррида Ж. Ухобиографии: Учение Ницше и политика имени собственного / пер. с фр., предисл. и коммент. В. Е. Лапицкого. 2-е изд., испр. СПб. : Machina, 2012. 116 с. (Критическая библиотека)
  • 5. Ницше Ф. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 3 : Утренняя заря. Мессинские идиллии. Веселая наука / пер. с нем. В. Бакусева, К. Свасьяна ; общ. ред. И. А. Эбаноидзе. М. : Культурная революция, 2014. 640 с.
  • 6. Ницше Ф. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 4 : Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / пер. с нем. Ю. М. Антоновского ; пер. комментария А. Г. Жаворонкова ; науч. ред. Е. В. Ознобкиной. М. : Культурная революция, 2007. 432 с.
  • 7. Ницше Ф. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 5: По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Случай «Вагнер» / пер. с нем. H. H. Полилова, К. А. Свасьяна. М. : Культурная революция, 2012. 480 с.
  • 8. Ницше Ф. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 6 : Сумерки идолов. Антихрист. Ессе homo. Дионисовы дифирамбы. Ницше contra Вагнер / пер. с нем. Ю. М. Антоновского, Я. Э. Голосовкера и др. ; науч. ред. И. А. Эбаноидзе. М. : Культурная революция, 2009. 408 с.
  • 9. Танатография Эроса: Ж. Батай и фр. мысль середины XX в. : [сборник] / сост., авт. пер. и коммент. С. Л. Фокин. СПб. : Мифрил, 1994. VI, 344 с.
  • 10. Фуко М. Ницше, Фрейд, Маркс / пер. Е. Никулина под ред. С. Табачниковой // Кентавр. 1994. № 2. С. 48–56.
  • 11. Хайдеггер М. Кто такой ницшевский Заратустра? / пер. с нем., примеч. и послесл. И. А. Болдырева // Вестник Московского университета. Серия 7 : Философия. 2008. № 4. С. 3–25.
  • 12. Grundlehner Ph. The Poetry of Friedrich Nietzsche. New York : Oxford University Press, 1986. xxv, 359 p.
  • 13. Loeb P. S. The Death of Nietzsche's Zarathustra. Cambridge University Press, 2010. xiii, 269 p.
  • 14. Naumann G. Zarathustra-Commentar. Leipzig : Verlag von H. Haessel, 1899–1901.
  • 15. Nehamas A. For whom Sun shines: A Reading of Also sprach Zarathustra // Friedrich Nietzsche: Also sprach Zarathustra / ed. by V. Gerhardt. München : Akademie Verlag, 2012. P. 123–142. DOI 10.1524/9783050057385.123.
  • 16. Nehamas A. How One Becomes What One Is // The Philosophical Review. 1983. Vol. 92, no. 3. P. 385–417. DOI 10.2307/2184481.
  • 17. Safranski R. Nietzsche: A Philosophical Biography / transl. by Sh. Frisch. London : Granta Books, 2003. 404 p.
  • 18. Seung T. K. Goethe, Nietzsche, and Wagner: Their Spinozan Epics of Love and Power. Lexington Books, 2006. 402 p.
  • 19. Zamosc G. Life, Death, and Eternal Recurrence in Nietzsche’s Zarathustra // The Agonist. 2014–2015. Vol. 8, no. 1–2. P. 69–80.
  • 20. Ницше сегодня / под ред. Ю. В. Синеокой. М. : Изд. дом ЯСК, 2019. 311 с.
  • 21. Фридрих Ницше и философия в России : сборник статей. СПб. : Русский Христианский гуманитарный институт, 1999. 312 с.
  • 22. Фридрих Ницше: наследие и проект / под ред. Ю. В. Синеокой. М. : Изд. дом ЯСК, 2017. 824 с.
  • 23. Schulte N. Nur Narr, nur Dichter? Das Lied der Schwermuth in Nietzsches Zarathustra // Nietzsche als Dichter. Berlin : De Gruyter, 2017. S. 273–296.
  • 24. Stegmaier W. Europa im Geisterkrieg. Studien zu Nietzsche. Open Book Publishers, 2018.
  • 25. Wortmann S. «das Wort will Fleisch warden». Körper-Inszenierungen bei Heinrich Heine und Friedrich Nietzsche. Springer.
  • 26. Günter F. F. «Glauben sie nur den Stammelden?» Zur Dichtersprache Zarathustras // Nietzsche zwischen Philosophie und Literatur. Heidelberg : Universitätsverlag Winter, 2016. S. 377–398.
Лицензия: