Любовь как дождь: ранние фильмы Сергея Соловьёва

Чернов Леонид Сергеевич
Год: 2025
УДК: 7.01:791.43
Страницы: 157–164
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: С. А. Соловьёв, советское кино, «Трилогия о любви», «Сто дней после детства», «Спасатель», «Наследница по прямой», любовь, прощение, «слушать кино»
Аннотация
Статья посвящена первой кинотрилогии российского режиссера Сергея Соловьёва, в которой описывается подростковая любовь. Автор отмечает, что в отличие от «школьной любви», тема которой была популярна в советском кинематографе того времени, анализируемые им работы продолжают и переосмысливают отношения любви на основе русской классической литературной традиции. Данные работы парадоксально сочетают визуальные сцены русской природы и плотную аудиальную составляющую. Герои всех трех фильмов много и содержательно говорят, слушают друг друга, ведут сложные диалоги, тем самым заставляя зрителя с усилием «слушать кино», а не только его смотреть, как это происходит в настоящее время. В каждом из фильмов присутствует базовое литературное произведение или автор, которые либо вдохновляют героев, либо высвечивают из прошлого их специфические психологические черты. Та внутренняя форма любви, которая в итоге объединяет героев всех трех фильмов, оказывается близка новозаветной форме любви, выраженной апостолом Павлом. Эта любовь не является прагматичной, корыстной и близка платонической форме любви, хотя и не в полной мере. В результате исследования автор указывает, что любовь «не как страсть» и «не как помутнение» должна иметь под собой минимум «сочувствия» и обычного человеческого внимания. Герои анализируемых в работе фильмов данным качеством не обладают, и показать наличие данной антропологической характеристики средствами современного кино крайне затруднительно. Сегодняшний молодежный кинематограф, как правило, понимает любовь и демонстрирует любовь через телесный контакт и поступки.
Cписок литературы:
  • 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. United Bible Societies, 1991. 1372 с.
  • 2. Кравцов К. Заостриться острей смерти // Новиков Д. Река – облака. М. : Воймега, 2018. С. 3–12.
  • 3. Мамардашвили М. К. Вильнюсские лекции по социальной философии: (Опыт физической метафизики). СПб. : Азбука : Азбука-Аттикус, 2012. 320 с.
  • 4. Петрарка Ф. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Изд. 2-е. М. : ЛКИ, 2011. 145 с.
  • 5. Погорельская Е. Ю. Учение о techne в рассуждениях Платона // Вестник Гуманитарного университета. 2023. № 3 (42). С. 134–141. DOI 10.35853/vestnik.gu.2023.3(42).12. EDN ACHNQJ.
  • 6. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Роман в стихах. Поэмы. Драмы. Сказки. М. : Эксмо, 2010. 640 с.
  • 7. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений : в 10 т. Т. 10 : Письма. М. ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1951. 897 с.
  • 8. Соловьёв С. Записки конформиста : в 3 кн. М. : Омега-Л, 2024.
  • 9. Софокл. Эдип-царь : трагедия / пер. с греч. Д. С. Мережковского. М. : Директ-Медиа, 2017. 120 с. Текст : электронный. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454402 (дата обращения: 04.09.2025). Режим доступа: по подписке.
  • 10. Тютчев Ф. И. Велик грядущий день. Избранное. Екатеринбург : Истоки, 2003. 560 с.
  • 11. Шекспир В. Отелло, Венецианский мавр : трагедия в 5 актах / пер. с англ. Б. Н. Лейтина. М. : Художественная литература, 1968. 264 с.
Лицензия: