Русский эксперимент столетие спустя: революция, государство, культура
Хренов Николай Андреевич – Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ (Москва, Россия).Год: 2023
Журнал: Вестник ГУ 2023 № 1
УДК: 130.2(470+571)
Страницы: 135-152
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: русская революция, социалистическое государство, государство как эстетический феномен, художественная культура, культурная политика государства, социальный эксперимент, социализм, городская революция, омассовление, индустриальное общество, ренессанс, новое Средневековье, отчуждение, империя
Аннотация
Cписок литературы:Статья посвящена столетию со дня образования Советского Союза и, еще
более точно, возникающей в границах этого государства, которого в истории еще никогда
не было, новой культурной политики. Новизна и беспрецедентность такой политики делают ее исключительным экспериментом в мировой истории. Отсюда и позитивные стороны
этого уникального эксперимента, и в то же время его уязвимые стороны, способствовавшие,
в конечном счете, его краху. До сих пор в этой истории мало внимания обращалось на то,
что в России политическая революция 1917 года происходила одновременно с городской
революцией, представляющей особый этап в истории каждой цивилизации. Политическая
и городская революции оказались болезненными, в частности, потому, что Россия вступила
в эпоху грандиозного омассовления как выражения духа нового общества, которое обычно
обозначают как «массовое общество», хотя точнее этот тип общества называть обществом
индустриального типа. В статье внимание сосредоточено на особенностях культурной политики нового государства, не имеющего в истории прецедентов. Один из его признаков – утопизм, определивший и уязвимость этого государства, и последующий его распад. Идеологи нового государства исходили скорее из идеальной модели, нежели из реальности, что определяло жесткий отбор художественных и культурных ценностей. Следствием этого отбора явилась оппозиция между официальным и неофициальным искусством, хотя в последующем процессе становления государства она смягчалась. Опыт новой культурной политики, которым можно воспользоваться при дальнейшей разработке науки о культуре, безусловно, нуждается в изучении.
- 1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества : сб. избр. тр. / прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. – М. : Искусство, 1979. – 424 с.
- 2. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М. : Интрада, 1996. – 528 с.
- 3. Гегель Г. В. Ф. Философия религии / общ. ред. и вступит. статья А. В. Гулыги ; пер. с нем. М. И. Левиной : в 2 т. – Т. 2. – М. : Мысль, 1977. – 572 с.
- 4. Гроссман В. Все течет… // Октябрь. – 1989. – № 6. – С. 30–108.
- 5. Дрогалина Ж., Дьячков А. В. В. Налимов и гностицизм. О неопубликованной статье «Вглядываясь в далекое прошлое» и ее авторе – В. В. Налимове // Россия и гнозис : труды Междунар. науч. конф. «Раннехристианский гностический текст в российской культуре», Москва, ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 21 января 2011 г. / отв. ред. А. Л. Рычков : в 2 т. – Т. 1. – СПб. : Изд-во РХГА, 2015. – С. 56–96.
- 6. За большое киноискусство : сокр. и перер. стенограммы выступлений на Всес. творческом совещании работников сов. кинематографии (8–13 янв. 1935 г., Москва) и на 6 производ.-тематич. совещании (янв. 1935 г.). – М. : Кинофотоиздат, 1935. – 196 с.
- 7. Зиновьев А. Русский эксперимент : роман. – М. : L’Age d’Homme, 1995. – 448 с.
- 8. Иванов Вяч. Родное и вселенское : сборник / сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Толмачева. – М. : Республика, 1994. – 428 с. – (Мыслители XX века).
- 9. Из автобиографии идей. Беседы М. А. Лифшица / обработка записей бесед, введение и прим. А, А. Вишневского // Контекст-1987: литературно-теоретические исследования. – М. : Наука, 1988. – С. 265–319.
- 10. Козлов В. Б., Плимак Е. Концепция советского термидора // Знамя. – 1990. – № 7. – С. 160–172.
- 11. Конрад Н. О всемирной литературе в Средние века // Конрад Н. Запад и Восток. – М. : Главная редакция восточной литературы, 1972. – С. 432–445.
- 12. Лосев А. Эстетика Возрождения. – М. : Мысль, 1978. – 623 с.
- 13. Михайловский С., Молок Н. Пиранези в СССР // Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века : каталог выставки / ред.-составитель Ф. Росси. – М. : Гос. музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, 2016. – С. 267–272.
- 14. Майская М. «Темницы…» // Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века : каталог выставки / ред.-составитель Ф. Росси. – М. : Гос. музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, 2016. – С. 81.
- 15. Можаев Б. Мужики и бабы : роман. – М. : Современник, 1988. – 782 с.
- 16. Мотрошилова Н. С. Франк и Н. Бердяев о «новом варварстве» // Культура и форма : к 60-летию А. Л. Доброхотов : сб. науч. тр. / под ред. И. А. Болдырева. – М. : Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – С. 173–206.
- 17. Пастернак Б. Доктор Живаго. – М. : Советский писатель, 1989. – 736 с.
- 18. Паперный В. Культура Два. – М. : Новое литературное обозрение, 1996. – 384 с.
- 19. Поппер К. Открытое общество и его враги : в 2 т. – Т. 1 : Чары Платона. – М. : Фе никс : Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448 с.
- 20. «Русская идея»: проблемы культуры – проблемы кинематографа // Искусство кино. – 1988. – № 6. – С. 118–131.
- 21. Синявский А. Что такое социалистический реализм // Синявский А. Литературный процесс в России : литературно-критические работы разных лет. – М. : РГГУ, 2003. – С. 139–175.
- 22. Сорокин П. Социология революции / вступ. ст. Ю. В. Яковца ; предисл. И. Ф. Куроса, И. И. Лукинова, Т. И. Деревянкина ; подготовка текста, сост. и коммент. В. В. Сапова. – М. : Астрель, 2008. – 784 с.
- 23. Толстой А. О литературе и искусстве : сборник / вступ. ст. Ю. Оклянского ; коммент. Ю. А. Крестинского, Ю. М. Оклянского. – М. : Советский писатель, 1984. – 559 с.
- 24. Устрялов Н. Путь термидора // Устрялов Н. Под знаком революции : сборник статей. – Харбин : Русская жизнь, 1925. – С. 237.
- 25. XIV съезд Всесоюзной коммунистической партии (б), 18–31 декабря 1925 г. : стенографический отчет. – М. : Ленинград : Госиздат, 1926. – 1030 с.
- 26. Юзовский Ю. О «Даме с камелиями» и красоте жизни // Литературный критик. – 1934. – № 6. – С. 132–155.
