Русский эксперимент столетие спустя: революция, государство, культура

Хренов Николай Андреевич – Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ (Москва, Россия).
Год: 2023
УДК: 130.2(470+571)
Страницы: 135-152
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: русская революция, социалистическое государство, государство как эстетический феномен, художественная культура, культурная политика государства, социальный эксперимент, социализм, городская революция, омассовление, индустриальное общество, ренессанс, новое Средневековье, отчуждение, империя
Аннотация
Статья посвящена столетию со дня образования Советского Союза и, еще более точно, возникающей в границах этого государства, которого в истории еще никогда не было, новой культурной политики. Новизна и беспрецедентность такой политики делают ее исключительным экспериментом в мировой истории. Отсюда и позитивные стороны этого уникального эксперимента, и в то же время его уязвимые стороны, способствовавшие, в конечном счете, его краху. До сих пор в этой истории мало внимания обращалось на то, что в России политическая революция 1917 года происходила одновременно с городской революцией, представляющей особый этап в истории каждой цивилизации. Политическая и городская революции оказались болезненными, в частности, потому, что Россия вступила в эпоху грандиозного омассовления как выражения духа нового общества, которое обычно обозначают как «массовое общество», хотя точнее этот тип общества называть обществом индустриального типа. В статье внимание сосредоточено на особенностях культурной политики нового государства, не имеющего в истории прецедентов. Один из его признаков – утопизм, определивший и уязвимость этого государства, и последующий его распад. Идеологи нового государства исходили скорее из идеальной модели, нежели из реальности, что определяло жесткий отбор художественных и культурных ценностей. Следствием этого отбора явилась оппозиция между официальным и неофициальным искусством, хотя в последующем процессе становления государства она смягчалась. Опыт новой культурной политики, которым можно воспользоваться при дальнейшей разработке науки о культуре, безусловно, нуждается в изучении.
Cписок литературы:
  • 1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества : сб. избр. тр. / прим. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. – М. : Искусство, 1979. – 424 с.
  • 2. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М. : Интрада, 1996. – 528 с.
  • 3. Гегель Г. В. Ф. Философия религии / общ. ред. и вступит. статья А. В. Гулыги ; пер. с нем. М. И. Левиной : в 2 т. – Т. 2. – М. : Мысль, 1977. – 572 с.
  • 4. Гроссман В. Все течет… // Октябрь. – 1989. – № 6. – С. 30–108.
  • 5. Дрогалина Ж., Дьячков А. В. В. Налимов и гностицизм. О неопубликованной статье «Вглядываясь в далекое прошлое» и ее авторе – В. В. Налимове // Россия и гнозис : труды Междунар. науч. конф. «Раннехристианский гностический текст в российской культуре», Москва, ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 21 января 2011 г. / отв. ред. А. Л. Рычков : в 2 т. – Т. 1. – СПб. : Изд-во РХГА, 2015. – С. 56–96.
  • 6. За большое киноискусство : сокр. и перер. стенограммы выступлений на Всес. творческом совещании работников сов. кинематографии (8–13 янв. 1935 г., Москва) и на 6 производ.-тематич. совещании (янв. 1935 г.). – М. : Кинофотоиздат, 1935. – 196 с.
  • 7. Зиновьев А. Русский эксперимент : роман. – М. : L’Age d’Homme, 1995. – 448 с.
  • 8. Иванов Вяч. Родное и вселенское : сборник / сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Толмачева. – М. : Республика, 1994. – 428 с. – (Мыслители XX века).
  • 9. Из автобиографии идей. Беседы М. А. Лифшица / обработка записей бесед, введение и прим. А, А. Вишневского // Контекст-1987: литературно-теоретические исследования. – М. : Наука, 1988. – С. 265–319.
  • 10. Козлов В. Б., Плимак Е. Концепция советского термидора // Знамя. – 1990. – № 7. – С. 160–172.
  • 11. Конрад Н. О всемирной литературе в Средние века // Конрад Н. Запад и Восток. – М. : Главная редакция восточной литературы, 1972. – С. 432–445.
  • 12. Лосев А. Эстетика Возрождения. – М. : Мысль, 1978. – 623 с.
  • 13. Михайловский С., Молок Н. Пиранези в СССР // Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века : каталог выставки / ред.-составитель Ф. Росси. – М. : Гос. музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, 2016. – С. 267–272.
  • 14. Майская М. «Темницы…» // Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века : каталог выставки / ред.-составитель Ф. Росси. – М. : Гос. музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, 2016. – С. 81.
  • 15. Можаев Б. Мужики и бабы : роман. – М. : Современник, 1988. – 782 с.
  • 16. Мотрошилова Н. С. Франк и Н. Бердяев о «новом варварстве» // Культура и форма : к 60-летию А. Л. Доброхотов : сб. науч. тр. / под ред. И. А. Болдырева. – М. : Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – С. 173–206.
  • 17. Пастернак Б. Доктор Живаго. – М. : Советский писатель, 1989. – 736 с.
  • 18. Паперный В. Культура Два. – М. : Новое литературное обозрение, 1996. – 384 с.
  • 19. Поппер К. Открытое общество и его враги : в 2 т. – Т. 1 : Чары Платона. – М. : Фе никс : Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448 с.
  • 20. «Русская идея»: проблемы культуры – проблемы кинематографа // Искусство кино. – 1988. – № 6. – С. 118–131.
  • 21. Синявский А. Что такое социалистический реализм // Синявский А. Литературный процесс в России : литературно-критические работы разных лет. – М. : РГГУ, 2003. – С. 139–175.
  • 22. Сорокин П. Социология революции / вступ. ст. Ю. В. Яковца ; предисл. И. Ф. Куроса, И. И. Лукинова, Т. И. Деревянкина ; подготовка текста, сост. и коммент. В. В. Сапова. – М. : Астрель, 2008. – 784 с.
  • 23. Толстой А. О литературе и искусстве : сборник / вступ. ст. Ю. Оклянского ; коммент. Ю. А. Крестинского, Ю. М. Оклянского. – М. : Советский писатель, 1984. – 559 с.
  • 24. Устрялов Н. Путь термидора // Устрялов Н. Под знаком революции : сборник статей. – Харбин : Русская жизнь, 1925. – С. 237.
  • 25. XIV съезд Всесоюзной коммунистической партии (б), 18–31 декабря 1925 г. : стенографический отчет. – М. : Ленинград : Госиздат, 1926. – 1030 с.
  • 26. Юзовский Ю. О «Даме с камелиями» и красоте жизни // Литературный критик. – 1934. – № 6. – С. 132–155.
Лицензия: