Информационное сопровождение процесса покупки на рынке онлайн-образования как инструмент конкурентной борьбы в отрасли
Савчук Галина Анатольевна – ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (Екатеринбург, Россия), Курашов Руслан Махмудович – ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (Екатеринбург, Россия).Год: 2024
Журнал: Вестник ГУ 2024 № 1
УДК: 339.138:37:004
Страницы: 7-22
Язык: русский
Раздел: Экономика
Ключевые слова: информационное сопровождение процесса покупки, продвижение образовательных продуктов, тренды рынка онлайн-образования, рынок дополнительного профессионального образования, EdTech в России, поведение потребителей в онлайн-среде
Аннотация
Cписок литературы:Цифровая трансформация продолжает оказывать существенное влияние на поведение людей и осуществляемый ими процесс принятия решения о покупке. В данной статье авторы рассмотрели российский рынок онлайн-образования, как один из существенных сегментов сферы образования в последние годы. Тенденции рынка свидетельствуют о повышении уровня компетентности потребителя и постепенной консолидации отрасли крупными игроками. Основными инструментами конкурентной борьбы в отрасли остаются улучшение продукта и работа по его продвижению. Авторы статьи рассматривают информационное сопровождение процесса принятия решения о покупке как инструмент, в равной степени доступный и лидерам рынка, и небольшим игрокам. Задача статьи – оценить потенциал такого инструмента для повышения конкурентоспособности нишевых онлайн-школ. В ходе исследования был выполнен анализ информационного сопровождения покупки образовательных онлайн-продуктов с использованием комплекса методов: информативно-целевого анализа сайтов ведущих онлайн-школ в сегменте ДПО, глубинных интервью с потребителями, купившими или выбирающими онлайн-курс, метода A/B-тестирования посадочных страниц, моделирующих базовое или модифицированное информационное сопровождение, с помощью инструмента «Яндекс Varioqub». Результаты исследования позволили выделить базовую модель информационного сопровождения, применяемую лидерами рынка, типологизировать потребительские предпочтения в отношении информационного сопровождения и сравнить эффективность базовой и модифицированной моделей информационного сопровождения. Анализ результатов доказал эффективность применения модифицированной модели информационного сопровождения и ее потенциал для использования в отрасли.
- 1. Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. От информационного сопровождения к информационному партнерству // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. № 4 (4). С. 349–365. DOI 10.17150/2308-6203.2015.4(4).349-365.
- 2. Иванова Н. Как будет развиваться рынок онлайн-образования в России // Контур : журнал : [сайт]. 2023. 01 февр. URL: https://kontur.ru/articles/37804-rynok_onlayn_obrazovaniya_v_rossii (дата обращения: 15.10.2023).
- 3. Исследование рынка онлайн-образования 2022 // Нетология : сайт. URL: https://netology.ru/edtech_research_2022 (дата обращения: 15.10.2023).
- 4. Курашов Р. М. Анализ информационного сопровождения процесса принятия решения о покупке в интернет-среде : магистерская диссертация / Р. М. Курашов ; УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт экономики и управления, кафедра интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга. Екатеринбург, 2023. 110 с.
- 5. Мосейкин П. Хакатоны и геймификация: как изменился рынок онлайн-образования в России // Газета.ru : сайт. 2023. 31 авг. URL: https://www.gazeta.ru/comments/2023/08/31_a_17507432.shtml?updated (дата обращения: 15.10.2023).
- 6. Оруджева Э. Главные тренды ДПО в 2023 году: что ждет российский рынок // EDtechs : сайт. 2023. 18 апр. URL: https://edtechs.ru/analitika-i-intervyu/glavnye-trendy-dpo-v-2023-godu-chto-zhdet-rossijskij-rynok/ (дата обращения: 15.10.2023).
- 7. Платформа Skillbox назвала самые популярные направления обучения в 2022 году // Skillbox Media : сайт. 2022. 29 дек. URL: https://skillbox.ru/media/education/platforma-skillbox-nazvala-samye-populyarnye-napravleniya-obucheniya-v-2022-godu (дата обращения: 15.10.2023).
- 8. Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования // EDtech : сайт. URL: https://edtechs.ru (дата обращения: 15.10.2023).
- 9. Свердлова С. Онлайн-обучение как новая реальность: изучаем рынок EdTech в России // Блог Яндекс Практикума : сайт. 2023. 05 июля. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-edtech (дата обращения: 15.10.2023).
- 10. Форма № 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам» // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : сайт. 2022. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/added (дата обращения 15.10.2023).
- 11. Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2022/2023 // Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) : сайт. URL: https://raec.ru/activity/analytics/9884/?ysclid=lrepamns6n174665455 (дата обращения: 15.10.2023).
- 12. EdTech-рынок: II квартал и I полугодие 2023 года // Smart Ranking : сайт. URL: https://study.edtechs.ru/2023 (дата обращения: 15.10.2023).
- 13. Patrutiu Baltes L. Content Marketing – the Fundamental Tool of Digital Marketing // Bulletin of the Transilvania University of Braşov. Series V : Economic Sciences. 2015. Vol. 8 (57), no. 2. P. 111–118.
