Проблема субъекта в концепции ситуационизма
Русаков Сергей СергеевичГод: 2024
УДК: 1(091)
Страницы: 99–105
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: ситуационизм, марксизм, Тиккун, Ги Дебор, субъект, отчуждение
Аннотация
Статья рассматривает специфику понимания субъекта внутри концепции ситуационизма, представленных Ги Дебором и коллективом авторов под псевдонимом Тиккун. В ходе исследования автор подчеркивает сходства и различия ситуационизма с другими философскими направлениями, где проблема автономии субъекта становилась особенно острой. Исследование показывает, что в ходе своих исследований Тиккун применяет к критике субъекта множество философских подходов XX века, фундируя в своих ключевых концептах работы Г. Гегеля, Х. Арендт, М. Хайдеггера, Ж. Делёза и пр. К этим концептам относится «Блум» и «Девушка», в ходе анализа которых Тиккун показывает, как они характеризуют субъективацию и десубъективацию человека в современной жизни, которая обозначена как Спектакль, т. е. состояние поглощения культуры логикой капитализма. Идеи ситуационизма призваны проанализировать модусы человеческого существования, который вытесняет остальные способы бытия субъекта, и показать, как субъективность человека сохраняется лишь в той мере, в какой Спектаклю и капитализму необходимо сохранить управление над отдельным индивидом. В ходе исследования автор приходит к следующим выводам: 1) «Блум» в ситуационизме является обозначением субъекта, неспособного к формированию устойчивых форм существования в силу отчужденности от самого себя, общества и культуры; 2) «Блум» существует в мире без трансцендентальных ценностей,
поскольку мир Спектакля признает только этику престижа или пользы; 3) современный человек распадается на слабого субъекта и сильный образ, поскольку культура капитализма внедрила в культуру чрезмерно сильный инструмент отчуждения.