Цифровизация колыбели: социокультурные условия формирования привязанности у современных младенцев
Костарева Елена Николаевна – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), Батюта Екатерина Анатольевна – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Екатеринбург, Россия)Год: 2024
Журнал: Вестник ГУ 2024 № 3
УДК: 173.5:004
Страницы: 114–125
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: цифровая социализация, гиперподключенность, младенческий возраст, привязанность, надежная привязанность, осознанное материнство, поддержка родителей
Аннотация
Cписок литературы:Выстраивание культурных практик развития и формирования личности человека в новой социально-цифровой гибридной среде становится новым вызовом. В статье рассматривается проблема влияния процессов цифровизации, характерных для современных условий, на формирование отношений привязанности в диаде мать – дитя на этапе раннего онтогенеза. Особенности социальной ситуации развития современных детей описывается понятием цифровой социализации. Отмечен дефицит научных исследований влияния условий цифровой социализации в периоды раннего онтогенеза. В этот возрастной период формируется фундамент дальнейшего психического развития человека, соответствующий культурному становлению: адаптационные возможности, предпосылки отношения к себе, контуры отношений с другими людьми, речевое развитие, эмоциональные качества, предпосылки интеллекта, способность к ментализации и рефлексии, позволяющие дифференцировать и интегрировать внешнюю объективную и внутреннюю субъективную реальность. Развитие этих функций на ранних этапах развития само становится механизмом, условием и фактором последующего психического развития и социализации в периоды детства, отрочества и взрослости. Поставленная на основе анализа рисков цифрового технологизированного мира задача сохранения человеческой культуры и предотвращения антропологической деградации выглядит в одной из своих проекций как необходимость сохранения и поддержания в цифровом мире реальных теплых и вовлеченных отношений матери и младенца, обеспечивающих формирование базиса отношений человека к другим, к себе и к миру.
- 1. Авдеева Н. Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 2. С. 7–14. DOI 10.17759/jmfp.2017060201. EDN ZFDGXR.
- 2. Аверин В. А. О норме психического развития человека // Педиатр. 2020. Т. 11, № 5. С. 81–90. DOI 10.17816/PED11581-90. EDN FDDTJX.
- 3. Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии : пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2002. 256 с. EDN RAXUDB.
- 4. Басина Н. И. Межпоколенная трансмиссия поведенческих образцов в условиях постмодерна // Modern Science. 2023. № 12-2. С. 81–83. EDN ZPIVXC.
- 5. Боулби Дж. Привязанность / общ. ред. и вступ. ст. Г. В. Бурменской ; пер. с англ. Н. Г. Григорьевой, Г. В. Бурменской. М. : Гардарики, 2003. 447 с.
- 6. Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике / пер. с нем. С. И. Дубинской. М. : Когито-Центр, 2012. 319 с.
- 7. Буслаева Е. Л. Цифровизация общества как фактор психического и психосоциального развития младших школьников // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 2 (835). С. 159–172. EDN WGOOYW.
- 8. Быльева Д. С. Младенцы в цифровой реальности // Семиотические исследования. 2023. Т. 3, № 2. С. 13–20. DOI 10.18287/2782-2966-2023-3-2-13-20. EDN ZICSIG.
- 9. Вихман В. В., Ромм М. В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 22–32. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32. EDN FODZSG.
- 10. Воронцова Э. М. Виртуальное коммуникативное пространство, становление и перспективы его развития // Использование языкового виртуального пространства в формировании языковой компетентности субъектов билингвальной среды : сборник регион. науч.-практ. конференции / под ред. С. Н. Федоровой. Йошкар-Ола : Мар. гос. ун-т, 2017. С. 47–55. EDN YNMXMU.
- 11. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / сост. М. Г. Ярошевский ; вступ. ст. А. Н. Леонтьева ; АПН СССР. М. : Педагогика, 1982–1984.
- 12. Громыко Ю. В. Культурно-историческая психология овладения деятельностью и альтернативы цифровизации // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19, № 2. С. 27–40. DOI 10.17759/chp.2023190204. EDN OAKVGI.
- 13. Добряков И. В. Перинатальная психология : монография. М. [и др.] : Питер, 2010. 271 с.
- 14. Забабурина О. С., Помогаева В. И. Психическое развитие детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1 (64). С. 372–375. EDN VSMCWT.
- 15. Залевский Г. В. От «Демонической» до «Биопсихосоционоэтической» модели психического расстройства // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 57–64. EDN KVYJLJ.
- 16. Залевский Г. В. Человек в точке бифуркации: деградировать или прогрессировать? (Quo vadis, anthropos?) // Комплексные исследования человека: психология : материалы VII Сибирского психологического форума, Томск, 28–29 ноября 2017 года. Ч. 1. Томск : Национальный исследовательский Томский гос. ун-т, 2017. С. 84–89. EDN XMPHDF.
- 17. Залевский Г. В. Человек между двумя Ф: антропологическая позиция – основа методологии психологической практики // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность : сборник статей Междунар. науч.-практ. конференции, Москва, 25–27 апреля 2016 года / отв. ред. В. С. Белгородский и др. Ч. 3. М. : Московский гос. ун-т дизайна и технологии, 2016. С. 167–172. EDN WJWOYN.
- 18. Зенкина Е. В., Пунтусова В. В. Роль цифровизации в современном обществе // Вопросы образования в обществе. 2023. № 1 (5). С. 28–37. DOI 10.34286/2712-7400-2023-5-1-28-37. EDN HLMAXU.
- 19. Иванов А. В., Журавлева С. М. Цифровая цивилизация как угроза культуре и образованию (размышление над книгой) // Актуальная культура. 2023. № 1. Ст. № 2. EDN QAVYBW.
- 20. Иванова С. В., Иванов О. Б. Аксиологический кризис в современном мире: найти выход // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1 (82). С. 7–29. DOI 10.24412/2224-0772-2022-82-7-29. EDN BZUPVR.
- 21. Использование цифровых образовательных технологий в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / И. И. Сунагатуллина, А. А. Пушкарева, И. А. Кувшинова [и др.] // Перспективы науки и образования : электрон. науч. журнал. 2021. № 3 (51). С. 231–246. DOI 10.32744/pse.2021.3.16. EDN ZYRCVM.
- 22. Ковалев А. И., Старостина Ю. А. Технологии виртуальной реальности как средство развития современного ребенка // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 2, № 2 (38). С. 21–30. DOI 10.11621/npj.2020.0202. EDN RTDZDH.
- 23. Козлова Е. А., Баирова Н. Б., Слободская Е. Р. Регуляторные способности в детстве: современные представления и методы исследования // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 4. С. 38–48. DOI 10.31857/S020595920000069-1. EDN YBTWYX.
- 24. Козолино Л. Нейробиология психотерапии / пер. с англ. и ред. Д. А. Клюшина. М. : Диалектика ; СПб. : Диалектика, 2022. 667 с.
- 25. Лежнина Л. В., Рогачева Е. С. К проблеме влияния цифровых средств на психику обучающегося ребенка // Образовательный вестник «Сознание». 2023. Т. 25, № 9. С. 11–18. DOI 10.26787/nydha-2686-6846-2023-25-9-11-18. EDN OOWLLO.
- 26. Лисенкова А. А., Труфанова Е. О. Цифровой эскапизм – от аддикции до аскетизма // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2023. Т. 5, № 3. С. 17–34. DOI 10.46539/gmd.v5i3.412. EDN TTRNHW.
- 27. Машкова И. Ю. Семья в цифровом мире // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2020. № 1(6). С. 77–82. EDN IQQEBB.
- 28. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18–27.
- 29. Микодина Е. А. Роль просоциального поведения в семейной системе // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2021. № 21-4. С. 250–257. EDN VCPWWY.
- 30. Постчеловек и постчеловечество: будущее цивилизации или ее конец? (круглый стол) / С. С. Хоружий, Л. Г. Фишман, Н. А. Комлева [и др.] // Вестник Московского государственного областного университета : электронный журнал. 2016. № 3. Ст. № 2. URL: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/1061/1058 (дата обращения: 30.03.2024).
- 31. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 3-е изд. М. : Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения ; СПб. : Питер, 2007. 413 с.
- 32. Проселкова М. Е. Депривационный «синдром сиротства» у детей раннего возраста // Психиатрия. 2007. № 5 (29). С. 38–42. EDN PXRHDT.
- 33. Семиздралова О. А., Мазурова Н. В. Социально-психологические особенности развития современных детей // Мир психологии. 2022. № 4 (111). С. 78–88. DOI 10.51944/20738528_2022_4_78. EDN UIEEHY.
- 34. Смирнов С. А. Человек и Цифра или Соблазн не быть. Антропологическая альтернатива. Новосибирск : Офсет-ТМ, 2023. 384 с. EDN JHAQTG.
- 35. Солдатова Г. У. Поколение цифровой социализации: гиперподключенность и новая социальность // Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании : материалы Междунар. науч.-практ. конференции, Москва, 6–7 декабря 2021 года. М. : Российская академия образования, 2022. С. 259–264. EDN VMDAZY.
- 36. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Рассказова Е. И. Ролевой репертуар подростков и родителей онлайн и офлайн: особенности цифровой социальности // Подросток в мегаполисе: новая реальность : сборник трудов XV Междунар. науч.-практ. конференции, Москва, 5–6 апреля 2022 года. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. С. 109–113. EDN KVJKDK.
- 37. Солодухо В. В., Давыдик А. А. Ведущая деятельность – цифровое подключение // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования и развития личности в современном мире : материалы VI Междунар. науч.-практ. конференции, Минск, 16–17 ноября 2022 года / отв. ред. А. В. Музыченко. Минск : Белорусский гос. пед. ун-т им. М. Танка, 2022. С. 217–222. EDN DLNFUG.
- 38. Стародубцева Г. А. Критерии социализации ребенка дошкольного возраста в современном обществе // Методология современной психологии. 2021. № 14. С. 127–136. EDN AAFASN.
- 39. Тимошевский А. В., Савин В. В. Трансгрессии человеческого: от человека в культуре к культуре без человека // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 1 (42). С. 97–105. DOI 10.30725/2619-0303-2020-1-97-105. EDN HARBED.
- 40. Уоллин Д Дж. Привязанность в психотерапии / пер. с англ. Н. А. Завалковской ; науч. ред. И. Ю. Хамитова. М. : Научный мир, 2021. 398 с.
- 41. Филиппова Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие для вузов : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2020. 210 с.
- 42. Хоружий С. С. Социум и синергия: колонизация интерфейса = Socium and synergy: the colonization of the interface / С. Хоружий ; АНО «Ин-т синергийной антропологии» (г. Москва) [и др.]. Казань : Изд-во Казанского инновационного ун-та им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. 451 с.
- 43. Цифровая социализация. Дети и подростки в современном информационном пространстве / О. Р. Радионова, Э. Ф. Алиева, Н. Б. Авалуева [и др.] // Образовательная политика. 2021. № 3 (87). С. 38–51. DOI 10.22394/2078-838X-2021-3-38-51. EDN XLYAVS.
- 44. Человек и новый технологический уклад. Антропологический форсайт : коллект. монография / С. С. Аванесов, А. Г. Горбачева, А. С. Зайкова [и др.]. Новосибирск : Офсет-ТМ, 2023. 498 с.
- 45. Человек и системы искусственного интеллекта / В. А. Лекторский, С. Н. Васильев, В. Л. Макаров [и др.] ; / под ред. акад. РАН В. А. Лекторского. СПб. : Юридический центр, 2022. 328 с.
- 46. Швейцер А. Культура и этика / пер. с нем. А. Текорюс ; вступ. ст. и примеч. Р. Жибайтиса. Вильнюс : Минтис, 1989. 366 с.
- 47. Яныкина А. Н. Оставьте человеку «человеческое в человеке» в цифровом мире // Музыкальная культура XXI века: теория, исполнительство, образование : материалы III Междунар. науч.-практ. конференции, Казань, 19 мая 2022 года. Казань : Казанский гос. ин-т культуры, 2022. С. 157–161. EDN WJAESK.
- 48. Ardiyani I. D., Setiawati Y., Hsieh Y.-T. Education for Parents of Children with Gadget Addiction // Jurnal Berkala Epidemiologi. 2021. Vol. 9, no. 3. P. 221–230. DOI 10.20473/jbe.V9I32021.221-230.
- 49. Damayanti F., Supriyono S. The influence of gadget usage and maternal attachment on the cognitive and motor development of early childhood in Situbondo Regency // KOLOKIUM Jurnal Pendidikan Luar Sekolah. 2023. Vol. 11 (3). P. 970–978. DOI 10.24036/kolokium.v11i3.754.
- 50. Effect of early screen media multitasking on behavioural problems in school-age children / P. Srisinghasongkram, P. Trairatvorakul, M. Maes, W. Chonchaiya // European Child and Adolescent Psychiatry. 2021. Vol. 30. P. 1281–1297. DOI 10.1007/s00787-020-01623-3.
- 51. Parenting in Modern Societies / ed. by T. Silva. IntechOpen, 2023. 126 p. (Education and Human Development). DOI 10.5772/intechopen.104241.
- 52. Sideraki A. Mindfulness, the attachment between mother and infant and the ICT's role // Global Journal of Engineering and Technology Advances. 2024. Vol. 18 (2). P. 18–034. DOI 10.30574/gjeta.2024.18.2.0256.
- 53. Study protocol for Attachment & Child Health (ATTACHTM) program: promoting vulnerable Children’s health at scale / L. Anis, N. Letourneau, K. M. Ross et al. // BMC Pediatrics. 2022. Vol. 22 (1). P. 491. DOI 10.1186/s12887-022-03439-3.
- 54. The effect of instructing mothers in attachment behaviors on short-term health outcomes of premature infants in NICU / N. Abbasinia, Z. A. Rad, M. Q. Qalehsari et al. // Journal of Education and Health Promotion. 2023. Vol. 12 (1). P. 59. DOI 10.4103/jehp.jehp_514_22.
