Проектирование гражданской идентичности в поствоенной культуре: югославский партизанский кинематограф 1970-х годов
Круглова Татьяна Анатольевна, Пигин Данил ВикторовичГод: 2024
УДК: 172.4:791.43(497.1)”197”
Страницы: 139–147
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: гражданская идентичность, югославский кинематограф, жанр «партизанского кино», режим И. Броз Тито, поствоенный период
Аннотация
В статье исследуется проблема связи между специфическим опытом участия стран во Второй мировой войне и формированием гражданской идентичности в новых государственных образованиях на примере Югославии. Для проведения анализа учитываются доминирующий партизанский характер войны у балканских народов, политический курс на относительную самостоятельность в рамках социалистического блока в период правления И. Броз Тито, разнородность этнического, религиозного и культурного состава человеческих ресурсов нового государства, специфика формирования киноиндустрии в Югославии. Задачей власти стала установка на единство нового государства. Исходя из этой задачи поддерживались культурные проекты, направленные на конструирование гражданской идентичности, в том числе на уровне человеческих отношений. Рассмотрены этапы развития югославского военного кинематографа, проанализированы моральные, когнитивные, эстетические уровни проектирования человека и гражданской идентичности в 1970-х годах в жанре партизанского кино. Выявлено влияние партизанского кинематографа – образ воина, образ врага, репрезентация насилия – на формирование гражданина поствоенной Югославии.