Условия бытования и технологическая основа танца постфолк

Полякова Анна Сергеевна – АНО ВО «Гуманитарный университет» (Екатеринбург, Россия)
Год: 2024
УДК: 130.2:793.3
Страницы: 159–166
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: хореографическая культура, неотрадиционалистское направление в искусстве, народный танец, современный танец, танец постфолк, технологические черты танца постфолк
Аннотация
В современной российской хореографической культуре наблюдается развитие неотрадиционалистского направления, где к особо заметному феномену относится танец постфолк. Танец постфолк – одно из танцевальных направлений хореографической культуры конца XX – начала XXI в., в котором автор намеренно включает в лексику, композицию, концепцию произведения элементы народной хореографии, при этом в рамках одного произведения могут коллажироваться характерные танцевальные, движенческие, ритмопластические модели разных этносов. Данное танцевальное направление подразумевает глубокую степень переработки народного материала разных этнических культур, поскольку не только сохраняет известную систему движений, но и обращается к глубинным истокам души народа, его архетипическим основам и сакральным темам, и, самое главное, делает это главной проблематикой своих произведений. Танец постфолк является еще одним способом обращения к прошлому: ведь неоднократное использование художественных приемов повторения и воспроизведения уже процитированных элементов традиции позволяет продуцировать новые, во многом необычные художественные произведения. В данной статье выделяются основные условия бытования танца постфолк, а также определяются его технологические характеристики, среди которых наиболее ярко выделены: кантилена хода, полицентрика, полиритмия, работа с дыханием, заземленность, бытовой (втаптывающий) шаг, работа с разными уровнями, пластическое интонирование, музыкально-песенная основа. Статья намечает культурологический подход к дальнейшему осмыслению феномена «танец постфолк» в научном дискурсе.
Cписок литературы:
  • 1. Бахрушин Ю. А. История русского балета : учеб. пособие. 3-е изд. М. : Просвещение, 1977. 285 с.
  • 2. Бейнс С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн / пер. с англ. А. Матвеевой. М. : Арт Гид, 2021. 312 с.
  • 3. Богданов Г. Ф. Сказ о русском традиционном хореографическом фольклоре : метод. пособие. М. : Всероссийский центр художественного творчества, 2012. 157 с.
  • 4. Богданов Г. Ф. О «секретах» аутентичной фольклорной пляски // От фольклора до сценических видов танца: педагогические аспекты образовательного процесса : сборник материалов II Междунар. науч.-практ. конференции кафедры педагогики балета Института славянской культуры. М. : Российский гос. ун-т им. А. Н. Косыгина, 2021. Вып. 2. С. 10–15.
  • 5. Вашкевич Н. Н. История хореографии всех веков и народов : с иллюстрациями. Вып. 1. М. : Изд. И. Кнебель, 1908. 79 с.
  • 6. Гиршон А. Е. Импровизация и хореография // Центр интегрального танца «Жить танцуя» : сайт. 04.12.2015. URL: http://girshon.ru/article/improvizatsiya-i-horeografiya/ (дата обращения: 15.05.2024).
  • 7. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. М. : Искусство, 1964. 368 с.
  • 8. Карамзин Н. М. История государства Российского. 4-е изд. Т. 1. СПб., 1833. xxxvi, 258, 154 с.
  • 9. Кондратенко Ю. А., Логинова М. В. Новые тенденции развития современной хореографии в Мордовии // Финно-угорский мир. 2012. № 1/2. С. 50–53.
  • 10. Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев : Штиинца, 1977. 215 с.
  • 11. Красильникова Г. А., Ляпкина Т. Ф. Воспроизводство культуры в индустрии якутского кино // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12, № 1-1. С. 128–136. DOI 10.34670/AR.2022.99.55.014.
  • 12. Курюмова Н. В. Современный танец в культуре XX века : смена моделей телесности. СПб. : Планета музыки, 2020. 208 с.
  • 13. Народный танец: проблемы изучения : сб. науч. тр. / редкол. : А. А. Соколов-Каминский (сост. и отв. ред.), Л. М. Ивлева. СПб. : Всерос. науч.-иссл. ин-т искусствознания, 1991. 236 с. (Серия: Фольклор и фольклористика).
  • 14. Неотрадиционализм: архаический синдром и конструирование новой социальности в контексте процессов глобализации / отв. ред. В. В. Бочаров, В. А. Попов. СПб. : Центр информатизации образования «КИО», 2019. 320 с.
  • 15. Никитин В. Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. М. : Один из лучших, 2006. 253 с.
  • 16. Полякова А. С. Народный танец в современной хореографической культуре: феномен постфолка : монография. СПб. : Лань : Планета музыки, 2024. 216 с.
  • 17. Полякова А. С. Танец постфолк – интуитивный поиск новых движенческих форм (из интервью с хореографом Ольгой Пона) // Народный танец в современной хореографической культуре : сборник научных статей / сост. А. С. Полякова. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2022. С. 36–48.
  • 18. Полякова А. С. Танец постфолк как одно из специфических течений российского современного танца // Альманах Международного фестиваля современного танца «Open Look». 2023. № 2. С. 64–73.
  • 19. Сироткина И. Е. Свободный танец в России: история и философия. М. : Новое литературное обозрение, 2021. 424 с.
  • 20. Шилин А. И. Специфика преподавания танца на народно-певческих кафедрах // Актуальные проблемы хореографического образования : материалы Междунар. науч.-практ. конференции, март 2007 / Московский гос. ун-т культуры и искусств, Акад. хореографического искусства, Науч.-исслед. лаб. этнологии и краеведения им. П. Ф. Преображенского ; редкол.: Т. Б. Бадмаева (отв. ред. и сост.), Г. Ф. Богданов, В. В. Королев. М. : МГУКИ, 2008. С. 102–110.
  • 21. Kealiinohomoku J. Folk Dance // Folklore and Folklife : An Introduction / ed. by R. M. Dorson. Chicago : University of Chicago Press, 1972. P. 381–404.
Лицензия: