О некоторых подходах к оценке востребованности предпринимательского образования в университетах
Маликов Рустам Илькамович – Уфимский государственный нефтяной технический университет (Уфа, Россия), Гришин Константин Евгеньевич – Уфимский университет науки и технологий (Уфа, Россия), Газизова Алия Рафиковна – Уфимский университет науки и технологий (Уфа, Россия)Год: 2024
Журнал: Вестник ГУ 2024 № 4
УДК: 338.22:378
Страницы: 35–44
Язык: русский
Раздел: Экономика
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательское образование, университеты, образовательные программы
Аннотация
Cписок литературы:В современных условиях большое внимание уделяется предпринимательству как одной из основных составляющих социально-экономического развития национальной и региональной экономики. Особый интерес в данном случае приобретает предпринимательское образование. В исследовании были определены и обоснованы основные тенденции формирования предпринимательского образования и его возрастающей востребованности среди абитуриентов. Проведенный в исследовании анализ динамики изменения приема студентов на первый курс на менеджерские и экономические программы показал, что предпочтения абитуриентов в настоящее время действительно начинают сдвигаться больше в сторону базового бизнес-ориентированного и предпринимательского образования. В заключение авторы приходят к выводу, что развитие предпринимательского образования в вузах невозможно без активной роли ведущих экспертов и представителей делового сообщества.
- 1. Казин Ф. А., Кондратьев А. В. Развитие концепции предпринимательского университета в вузах России. Новый инструментарий оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26, № 1. С. 18–41. DOI 10.15826/umpa.2022.01.002.
- 2. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова. 2-е изд. М. : Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2019. 240 с.
- 3. Морозова Е. В. Обучение студентов российских вузов предпринимательству как способ формирования агентности // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 185–213. DOI 10.17323/vo-2024-17333.
- 4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : Указ Президента РФ // Президент России : официальный сайт. 07.05.2024. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 05.07.2024).
- 5. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика и проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5–17.
- 6. Статистическая информация // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : официальный сайт. М., 2024. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 13.07.2024).
- 7. Толмачев Д., Игошина Е., Перечнева И. Рейтинг предпринимательских университетов и бизнес-школ России 2023 // Эксперт : аналитический центр. 16.10.2023. URL: https://acexpert.ru/publications/rating/reiting-predprinimatelskikh-universitetov-i-biznes-shkol-rossii?ysclid=lwhl7oxhnu477273024 (дата обращения: 15.07.2024).
- 8. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 250–276. DOI 10.17323/1814-9545-2017-3-250-276.
- 9. Шафранская И. Н. Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23 (3). С. 79–93. DOI 10.15826/umpa.2019.03.021.
- 10. Широкова Г. В. Обучение предпринимательству в России: факторы развития предпринимательского духа студентов // Бизнес-образование. 2012. Т. 1. № 31. С. 35–40.
- 11. Apostu S. A., Mukli L., Panait M., Gigauri I., Hysa E. Economic Growth through the Lenses of Education, Entrepreneurship, and Innovation // Administrative Sciences. 2022. Vol. 12 (3). Р. 74–180. DOI 10.3390/admsci12030074.
- 12. Avram G., Hysa E. Education, Knowledge and Data in the Context of the Sharing Economy // The Sharing Economy in Europe: Developments, Practices, and Contradictions / Ed. by V. Česnuityte, A. Klimczuk, C. Miguel, G. Avram. Cham : Palgrave Macmillan, 2022. Chapter 9. Р. 181–206. DOI 10.1007/978-3-030-86897-0_9.
- 13. Costin Y., O’Brien M. P., Hynes B. Entrepreneurial education: Maker or breaker in developing students’ entrepreneurial confidence, aptitude and self-efficacy? // Industry and Higher Education. 2022. № 36 (3). Р. 267–278. DOI 10.1177/09504222211040662.
- 14. Fayolle A., Gailly B., Lassas-Clerc N. Assessing the impact of entrepreneurship education programmes: A new methodology // Journal of European Industrial Training. 2006. Vol. 30, no. 9. Р. 701–720. DOI https://doi.org/10.1108/03090590610715022.
- 15. Iwu C. G., Opute P. A., Nchu R., Eresia-Eke C., Tengeh R. K., Jaiyeoba O., Aliyu O. A. Entrepreneurship education, curriculum and lecturer-competency as antecedents of student entrepreneurial intention // The International Journal of Management Education. 2021. Vol. 19, Issue 1. Article 100295. DOI 10.1016/j.ijme.2019.03.007.
- 16. Jansen S., van de Zande T., Brinkkemper S., Stam E., Varma V. How education, stimulation, and incubation encourage student entrepreneurship: Observations from MIT, IIIT, and Utrecht University // The International Journal of Management Education. 2015. Vol. 13, issue 2. Р. 170–181. DOI 10.1016/j.ijme.2015.03.001.
- 17. Kluev А., Bagirova А., Iashin А., Zabokritskaya L. Entrepreneurial education in Russian universities: scope, types of programs, balance of competences // Journal of Modern Competition. 2017. Vol. 11, no. 1 (61). Р. 231–240.
- 18. Kuratko D. F. The emergence of entrepreneurship education: Development, trends, and challenges // Entrepreneurship Theory and Practice. 2005. Vol. 29 (5). Р. 577–597. DOI 10.1111/j.1540-6520.2005.00099.x.
- 19. Marchand J., Hermens A. Student Entrepreneurship: A Research Agenda // International Journal of Organizational Innovation. 2015. Vol. 8, no. 2. Р. 266–282.
- 20. Minola T., Donina D., Meoli M. Students climbing the entrepreneurial ladder: Does university internationalization pay off? // Small Business Economics. 2016. Vol. 47. Р. 565–587. DOI 10.1007/s11187-016-9758-1.
- 21. Ndou V. Social Entrepreneurship Education: A Combination of Knowledge Exploitation and Exploration Processes // Administrative Sciences. 2021. № 11 (4). Article 112. DOI 10.3390/admsci11040112.
- 22. Ndou V., Secundo G., Schiuma G., Passiante G. Insights for shaping entrepreneurship education: Evidence from the European entrepreneurship centers // Sustainability. 2018. № 10 (11). Article 4323. DOI 10.3390/su10114323.
- 23. Othman N. H., Othman N., Juhdi N. H. Does entrepreneurship education affect pre-start-up behavior in Malaysia? A multi-group analysis approach // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article 738729. DOI 10.3389/fpsyg.2022.738729.
- 24. Panait M., Hysa E., Petrescu M. G., Fu H. Universities – Players in the Race for Sustainable Development // Higher Education for Sustainable Development Goals / Ed. by C. Machado, J. P. Davim. New York : River Publishers, 2022. P. 23–42.
- 25. Schimperna F., Nappo F., Marsigalia B. Student Entrepreneurship in Universities: The State-of-the-Art // Administrative Sciences. 2022. Vol. 12 (1). Article 5. DOI 10.3390/admsci12010005.
- 26. Zeng M., Zheng Ya., Tian Yu, Jebbouri A. Rural e-commerce entrepreneurship education in higher education institutions: Model construction via empirical analysis. Sustainability. 2022. Vol. 14 (17). Article 10854. DOI 10.3390/su141710854.
- 27. АНО ВО «Гуманитарный университет» : официальный сайт. URL: https://gu-ural.ru/?ysclid=m3a5a477jn513564177 (дата обращения: 15.07.2024).
- 28. Минобрнауки РФ : официальный сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 15.07.2024).
