Ценность Великой Победы в формировании гражданской идентичности личности
Замчалова Ирина Юрьевна – Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Саратов, Россия).Год: 2025
Журнал: Вестник ГУ 2025 № 4
УДК: 17:94(470)”1941/1945”
Страницы: 120–128
Язык: русский
Раздел: Философия
Ключевые слова: Великая Победа, ценности, гражданская идентичность, историческая память, коммеморация, символы Победы, личность
Аннотация
Cписок литературы:Признание значимости Победы в Великой Отечественной войне оказывает непосредственное воздействие на процессы личностного формирования. В иерархии ценностей человека и общества доминирующими являются духовные, нравственные, патриотические императивы. Гражданская идентичность личности предполагает усвоение норм, ментальных установок, проявляющихся в активной общественной позиции. Образовательное пространство становится основой, где закладывается фундамент ценностных ориентиров. Постижение истории, осознание причастности к прошлому своей страны способствуют формированию гражданского самосознания. С позиций социальной философии Победа рассматривается как часть жизненной философии личности – носителя памяти, а сама историческая память – как способ складывания социальной, политической, этнической, конфессиональной принадлежности человека. С культурологических позиций феномен Победы видится как культурный код, объединяющий символ страны. Онтогенетический подход подразумевает комплексное воздействие эмоционального, когнитивного, аксиологического, праксиологического компонентов на формирование личности и ее гражданских установок. В статье подчеркивается, что формирование культуры исторической памяти является условием воспитания личности. Феномен Победы способен к сильному эмоциональному воздействию, проявляющемуся в чувстве гордости за свою страну-победительницу и благодарности предкам. Жертвенность, милосердие, сердечность, самоотречение заложены в самом русском культурном архетипе. Осознание и понимание Великой Победы состоит в признании ее исторической значимости, освободительной миссии
армии в избавлении человечества от фашизма. Образовательно-воспитательные ценности
способны к передаче знаний между поколениями; незыблемым остается институт семьи
как транслятора культурных традиций. Личность проявляется в деятельности: активная
работа по сохранению исторической памяти (восстановление памятников, поисковая работа) приводит к тому, что Победа осмысляется как глубоко личный опыт, как живая память.
- 1. Адорно Т. Что значит «проработка прошлого» / пер. с нем. М. Г. // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40/41). C. 36–45.
- 2. Алексеева И. Ю., Алексеев А. П. Философия исторической памяти // Вопросы философии. 2018. № 10. С. 67–77. DOI 10.31857/S004287440001152-2. EDN YOCPZZ.
- 3. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М. : Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
- 4. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж : YMKA-PRESS, 1955. 159 с.
- 5. Воскресенская Н. О. Духовные ценности и их межпоколенческая трансмиссия в контексте базовых функций современного российского государства // Общество: философия, история, культура. 2022. № 10 (102). С. 50–54. DOI 10.24158/fik.2022.10.7.
- 6. Голованов В. П., Слесаренко Е. С. Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: воспитательный потенциал для подрастающих поколений // Педагогика: история, перспективы. 2025. Т. 8, № 1. С. 69–82. DOI 10.17748/2686–9969–2025-8-1-69-82.
- 7. Казанцева Н. В. Формирование патриотизма как качества личности: онтогенетический подход // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 1 (96). С. 96–100. DOI 10. 24412/1999-6241-2024-196-96-100.
- 8. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России : курс лекций. М. : Омега-Л : Высш. шк., 2003. 616 с.
- 9. Ильин И. А. Путь духовного обновления / сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. М. : Институт русской цивилизации, 2011. 1216 с.
- 10. Ломанов П. В., Бардаков А. В. Культурологический аспект понятия «гражданская идентичность» // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2024. Т. 10, № 3. С. 85–99. DOI 10.18413/2408-932X-2024-10-3-0-7.
- 11. Историческая память россиян в условиях глобализации: опыт социокультурной реконструкции / С. М. Нехай, Е. А. Еремина, Т. А. Самсоненко [и др.] // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 17, № 1. С. 19–26. DOI 10.31161/1995-0667-2023-17-1-19-26. EDN SYSBLY.
- 12. Репина Л. П. События и образы прошлого в исторической и культурной памяти // Новое прошлое = The new past. 2016. № 1. С. 82–99.
- 13. Рикёр П. Память, история, забвение / [пер. с фр.: И. И. Блауберг и др.]. М. : Изд-во гуманит. лит., 2004. 725 с.
- 14. Смыслов И. А. Историческая память как социальный феномен: сущность и основные научные подходы к интерпретации // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия : Социально-экономические науки. 2025. Т. 18, № 3. С. 234–247. DOI 10.17213/2075-2067-2025-3-234-247.
- 15. Соловьев В. С. Патриотизм // Энциклопедический словарь / изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. XXIII : Патенты на изобретения — Петропавловский. СПб. : Типолитография И. А. Ефрона, 1898. С. 36–38.
- 16. Сухомлинский В. А. Родина в сердце / [вступ. ст. Л. Голованова]. 2-е изд. М. : Молодая гвардия, 1980. 175 с.
- 17. Фролова С. М. П. А. Флоренский о воспитании и образовании // Наставничество в высшей школе: история и перспективы : сборник научных статей. Саратов : Саратовский источник, 2023. С. 69–73. EDN HJLHUL.
- 18. Шнирельман В. А. Социальная память и образы прошлого // Новое прошлое = The new past. 2016. № 1. С. 100–129. EDN WGHTFF.
- 19. Хальбвакс М. Коллективная и исто¬рическая память / пер. с нем. М. Г. // Неприкосновенный запас. 2005. № 2/3 (40/41). C. 8–27.
