Вопросы совершенствования требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, принимаемым на государственную службу

Семенова Ираида Сергеевна – Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Саратов, Россия).
Год: 2024
УДК: 342.5
Страницы: 120–127
Язык: русский
Раздел: Юриспруденция
Ключевые слова: уголовное преследование, судимость, привлечение к уголовной ответственности, государственная служба, ограничения и запреты, прекращение уголовного преследования, декриминализация
Аннотация
В настоящей статье поднимается вопрос о необходимости более четкой и универсальной нормативно-правовой регламентации факта уголовного преследования в разветвленной системе ограничений, связанных с военной и правоохранительной службами. Специфика государственной службы обусловливает особый правовой статус государственных служащих, поэтому государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила при замещении государственных должностей государственной службы. Принцип равенства не препятствует законодателю устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. В статье наглядно показано, что одно и то же ограничение имеет разные формулировки в зависимости от того или иного правоохранительного органа, что, конечно, не может быть признано допустимым и не является объективно необходимым, но вносит существенную неопределенность в ходе правоприменительной практики. На стыке смежных категорий уголовного и уголовно-процессуального права (судимость, уголовное преследование; освобождение от уголовной ответственности, освобождение от уголовного наказания) и конституционного права обнаружилась явная неопределенность. Прекращение уголовного дела по любому основанию не должно тянуть за собой шлейф негативных последствий, даже если это напрямую, с формальных позиций, не нарушает прав конкретного гражданина. Отдельно автором освещен актуальный вопрос соотношения и отражения факта уголовного преследования при декриминализации преступлений.
Cписок литературы:
  • 1. Артеменко Н. В., Шимбарева Н. Г. Как «работает» судимость? // Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. № 4. С. 145–153. DOI 10.22394/2074-7306-2021-1-4-145-153.
  • 2. Воронцов С. А. О проблеме ограничений, связанных с наличием судимости при решении вопроса о приеме граждан на государственную, муниципальную, военную или иную службу (работу) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 3 (94). С. 82–87.
  • 3. Гриценко В. В. Административно-правовой институт запретов на государственной гражданской службе Российской Федерации: современное состояние, перспективы развития и совершенствования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Право. 2022. № 1 (48). С. 83–97. DOI 10.17308/vsu.proc.law.2022.1/9029.
  • 4. Конвенция № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-й сессии Генеральной конференции МОТ) // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120760/ (дата обращения: 20.12.2022).
  • 5. Меркачева Е. В Верховном суде оспорили форму справки об отсутствии судимости // Московский комсомолец : сайт. 2021. 21 июля. URL: https://www.mk.ru/social/2021/07/21/v-verkhovnom-sude-osporili-formu-spravki-ob-otsutstvii-sudimosti.html (дата обращения: 21.12.2022).
  • 6. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8, ст. 366.
  • 7. О системе государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ : [принят Государственной Думой 25 апреля 2003 г. : одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22, ст. 2063.
  • 8. О Следственном комитете Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ : [принят Государственной Думой 22 декабря 2010 г. : одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1, ст. 15.
  • 9. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (с изменениями и дополнениями) : [принят Государственной Думой 17 ноября 2011 г. : одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49, ч. I, ст. 7020.
  • 10. О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ : [принят Государственной Думой 19 сентября 2019 г. : одобрен Советом Федерации 25 сентября 2019 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 40, ст. 5488.
  • 11. О службе в таможенных органах Российской Федерации : Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ : [принят Государственной Думой 18 июня 1997 г. : одобрен Советом Федерации 4 июля 1997 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30, ст. 3586.
  • 12. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ : [принят Государственной Думой 03 июля 2018 г. : одобрен Советом Федерации 13 сентября 2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 30, ст. 4532.
  • 13. О федеральной службе безопасности : Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ : [принят Государственной Думой 22 февраля 1995 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15, ст. 1269.
  • 14. Престижные профессии: вчера, сегодня… завтра? : аналитический обзор // ВЦИОМ : сайт. 2022. 11 янв. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/prestizhnye-professii-vchera-segodnja-zavtra (дата обращения: 20.12.2022).
  • 15. Рогоцкая С. КС не разграничил понятия судимости и уголовного преследования. // Адвокатская газета : сайт. 2017. 7 авг. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-ne-razgranichil-ponyatiya-sudimosti-i-ugolovnogo-presledovaniya/ (дата обращения: 20.12.2022).
  • 16. Сергун П. П., Бобров А. М. Оптимизация ограничений при поступлении на государственную службу иных видов как фактор профилактики коррупции // Правовая культура. 2019. № 3 (38). С. 30–37.
  • 17. Тхабисимова Л. А., Тхабисимов Х. А. Особенности поступления и прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации на современном этапе // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 12. С. 180–187.
  • 18. Фоменко Е. В., Козлова Е. Б., Каменева З. В. Требования к содержанию справки об отсутствии (наличии) судимости: ограничение прав граждан и негативное влияние на предпринимательскую среду // Вестник Российской правовой академии. 2022. № 3. С. 70–75. DOI 10.33874/2072-9936-2022-0-3-70-75.
Лицензия: